Платон  – наиболее талантливый ученик Сократа. Признавая мнение своего учителя, Платон считал, что для переустройства человеческой жизни недостаточно преобразования личности с помощью знания. 
Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи воспитания с общественным устройством.

Необходимо, утверждал он, преобразовывать само государство, и сделать это можно только с помощью системы общественного воспитания и обучения. С этой т.зр. в наиболее крупных произведениях Платона («Государство» и «Законы»), а также в ряде других диалогов подробно разработана теория образовательного процесса.

Все творческое наследие Платона пронизывает глубоко укоренившееся в древнегреческом сознании идея пайдейи, понимаемое им как путь (а также руководство). Если софисты отстаивали идею, согласно которой кого угодно можно  было научить чему угодно, то ей противостояла идея аристократической пайдейи, уходящей своими корнями в героический период античной истории. Аристократическая пайдейя была избирательна. Она неразрывно связывалась с «породой», наследуемой представителями высшего сословия и реализуемой в добродетельной жизни. Сократ, веривший в «добрую природу человека» видел сущность пайдейи в ее направленности на «взращивание» с помощью педагогических усилий наставника, внутренней духовной культуры добродетельных, мудрых людей, способных «жить по справедливости».


Платон наиболее сблизил понятие «пайдейя» с  понятием  «образование». По существу, у Платона впервые Пайдейя означает тот путь (а также руководство этим путем, его педагогическую организацию), который должен пройти человек, что устремлен к идеалу духовного и физического совершенства – калокагатии.  Понятие «калокагатия» включало, с одной стороны, внешнюю красоту и силу безупречного тела, а с другой – справедливость, мудрость, целомудрие, мужество и другие внутренние добродетели – арете.

Платон, говоря о людях достойных, отмечал прежде всего благородство их по рождению, а затем их воспитание и образованность. Он опирался на традиции аристократического духа. Но он осознавал, что одна лишь «порода» не может гарантировать достижения человеком идеала калокагатии, обретения арете. 
Древнегреческий мыслитель провозгласил арете, составляющую славу человека в обществе, его духовной сущностью. Подлинная реализация человеческой природы, по Платону, связана с осуществлением этого стремления. А происходит реализация стремления к добродетели в процессе образования. Таким образом, пайдейя оказывается способом осуществления самой природы людей.

Поэтому, признавая, что «нет ничего более божественного в делах людей, чем то, что касается воспитания», Платон считал главной задачей государства заботу об образовании своих граждан. Саму политику он трактовал как искусство делать людей лучше, а пайдейю рассматривал как политическое искусство. Согласно Платону, во главе государства должен стоять правитель-философ, ставший добродетельным, достигнувший совершенства, познавший истину. Он должен понимать, что есть истинная пайдейя, и быть способным реализовать ее в общественной жизни, опираясь на государственные институты. Эта пайдейя обеспечит спасение граждан и всего государства от различных бед и несчастий, приведет к миру и процветанию.

Таким образом, разработав свой вариант пайдейи, Платон заложил фундамент гуманизма как направления движения человеческой мысли. Он обосновал идею природной индивидуальности человека, раскрыл значение человеческого Я, показал сущность процесса образования как осуществления природы человека, реализации его внутреннего потенциала. На этих положениях неизменно базируется любая подлинно гуманистическая идеология.

Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Реализовать подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, то есть человек, стоящий на пороге мира идей. Сделать это можно было при наличии тесной духовной связи между наставником учеником (что впоследствии стали именовать «платонической любовью»).  Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины.

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». 
В идеальном обществе, которое представлено в «Законах», руководитель дела образования является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: «Стар и млад должны по мере сил получить образование». В программе он сделал попытку соединить положительные стороны спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом "золотую середину". Особое внимание он предлагает уделять физическому воспитанию, в частности, посредством спортивных упражнений и танцев.

Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, его с полным основанием считают выдающимся мыслителем по вопросам воспитания и обучения. Уже более двух тысяч лет его наследие пользуется особым вниманием педагогической мысли. Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации. Раннее христианство видело в нем своего идеолога при осмыслении цели воспитания. Взлет интереса к идее разностороннего воспитания Платона наблюдался в эпоху Возрождения. Новое звучание Платоновы мысли об идеальном воспитании нашли в педагогических построениях утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Своеобразная преемственность существует между педагогическими идеями Платона и Ж.-Ж. Руссо. «Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите... Платона», - писал Ж. -Ж. Руссо.