Репина Галина Анатольевна (1997)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: Лыкова В.Я.
Оппоненты: Козлова С.А., Тарунтаева Т.В.
Ведущее учреждение: Московский Государственный Открытый Педагогический Университет
Место выполнения: Смоленский государственный педагогический университет

Актуальность исследования. В последнее десятилетие призывы к демократическому реформированию общества, не подкрепленные научно обоснованной социальной политикой и практикой, образовали у многих групп населения России и стран ближнего зарубежья "синдром вакуумного пространства безысходности и равнодушия ко всему происходящему" (Д.Г.Филонов), в связи с чем необходима разработка концептуальных основ и обновленной парадигмы воспитания с гуманистических позиций.

Человеческое общество, развиваясь, периодически обращается к идеям гуманизма в воспитании, уточняя и конкретизируя смысл этих идей применительно к определенному этапу своего существования. История педагогики свидетельствует, что дошедший до нас из глубины веков гуманистический идеал гармонически развитой личности, способной к позитивному самовыражению, стремящейся к совершенствованию личной и общественной жизни, является одним из определяющих направлений развития и для современной педагогической действительности, выдвигающей на первый план идею самоценности человека, необходимости полноценного проживания им различных возрастных периодов своей жизни, осознания каждого конкретного ребенка как свободного творческого существа, нуждающегося в уважении его прав не менее, чем в понимании и заботе.

 

Развитие российской педагогической практики в настоящее время во многом определяет понимание воспитания как "одновременно общественно-исторической необходимости и феномена самопроявления, самораскрытия индивидуальности, процесса и результата самостоятельного, отвечающего за последствия свободного выбора" (Б.Т.Лихачев). Такой взгляд на воспитание, прослеживается в Законе Российской Федерации об образовании: положения о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, свободе и плюрализме в образовании, автономности образовательных учреждений рассматриваются в этом документе как основополагающие для педагогической практики.
Возрастание социальной ценности стремящейся к постоянному самосовершенствованию личности, осознающей и умело использующей свой творческий потенциал, требует изменений в системе воспитательной работы образовательных учреждений в гуманистическом направлении. Этот сложный и противоречивый процесс находится в преемственной связи с мировым и отечественным педагогическим наследием, одной из интереснейших составляющих которого является теория воспитания К.Н. Вентцеля. Актуальные на современном этапе развития педагогической науки гуманистические идеи воспитания свободной творческой личности, осознания ценности возможно более широкого развития индивидуальных качеств каждого конкретного человека выдвигались видным русским педагогом еще в конце прошлого века.
Педагогические воззрения К.Н. Вентцеля как теоретика свободного воспитания сложились в конце XIX - начале XX века. Характеристика развития отечественной педагогики указанного исторического периода представлена в трудах Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, М.И. Демкова, С.Ф. Егорова, В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, Ф.Ф. Королева, Е.Н. Медынского, З.И. Равкина и др. Эти исследователи называют в качестве истоков свободного воспитания в России социальные и общественные условия, национальные особенности, индивидуальное самовыражение мыслителей, общегуманистическую педагогическую традицию.
Ратуя за воспитание духовно свободной личности, К.Н. Вентцель считал достойным человеческого общества развитие просвещения посредством гуманно-демократических эволюционных преобразований системы образования и воспитания к свободе и творчеству, опирающихся на новейшие достижения различных наук о человеке; последовательно выступал против политизации школы, за автономию педагогического процесса, духовное раскрепощение людей, отказ от насилия над личностью. То есть К.Н. Вентцель принадлежит к той категории отечественных педагогов, роль которых в развитии отечественной педагогической науки до начала 90-х годов этого столетия по идеологическим соображениям недооценивалась.
Исследованию различных аспектов педагогического наследия К.Н. Вентцеля в начале и середине XX столетия посвятили свои работы С.Н. Дурылин, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Ф.Ф. Королев, Е.Н. Медынский, А.М. Обухов, А.Н. Спасский, М.В. Шапоров и др. Педагогическое творчество К.Н. Вентцеля представляет интерес для современных ученых Б.М. им-Бада, М.В. Богуславского, С.Ф. Егорова, Г.Ф. Карповой, Г.Б. Корнетова, С.Г. Пестрикова, В.Г. Пряниковой, В.А. Соловьева, М.Е. Стеклова, Т.П. Толмачевой, Г.Г. Фатхулиной и др. Вместе с тем, педагогическое наследие К.Н.Вентцеля остается недостаточно изученным.
Для понимания сущности гуманистической направленности воспитания представляют ценность работы Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулавы, Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, Н.С. Дежниковой, В.А. Караковского, М.В. Кларина, С.А. Козловой, И.А. Колесниковой, Г.Б. Корнетова, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, В.Я. Лыковой, А.В. Мудрика, Н.Д. Никанд-рова, В.В. Серикова, Н.Д. Соколовой, Е.Н. Шиянова и др.
Общественная и научная педагогическая деятельность К.Н. Вентцеля была посвящена развитию и популяризации теории свободного воспитания. Он сформулировал эту теорию, пытаясь доказать, что рациональная организация общества вполне совместима и с общественным порядком, и с максимально возможным проявлением творческой индивидуальности каждого человека. Свобода, по мнению К.Н. Вентцеля, сообразна человеку, является неотъемлемой составляющей его личности. Свобода в воспитании определяется не только как создание условий для развития заложенных в ребенке сущностных сил, его самопроявления и самораскрытия, но и связана с признанием личности источником собственного развития. В связи с этим, одним из центральных в теории К.Н. Вентцеля является глубоко гуманистическое положение о необходимости предоставления ребенку возможности свободно и самостоятельно формировать свою нравственность и религиозность, двигаясь по пути отыскания гармонии между целями своей жизни, усваивая из современной культуры то, что сообразно его индивидуальности.
В теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля подчеркивается ответственная роль педагога в формировании личности ребенка, предполагающая постоянную творческую активность, необходимость проявления в отношении к детям возможно большей заботы и участия в смысле выработки их самобытных личностей, освобождения творческих сил. Чем больше педагог думает о свободе ребенка, признает его индивидуальность, чем сознательнее отказывается от подавления его личности, руководствуясь идеей гармоничного соотношения процессов индивидуализации и социализации, тем влияние его более глубоко, оправданно и необходимо. К.Н.Вентцель утверждал идеал воспитания, позволяющий ребенку во взаимодействии со взрослыми разобраться в объективных законах существования и развития исторически соответствующей ему культурной среды через свободное творческое осознание себя самого, своих интересов, возможностей и целей; наиболее полно раскрыться как творческая индивидуальность, принимал тот факт, что свобода каждого человека ограничивается пределами, необходимыми для обеспечения равной степени свободы всех людей.
Требование цельного гармонического развития личности ребенка на базе расширения ее индивидуальной значимости, уважения его прав, отказа от подавления личности, отношение к детям как к самостоятельным искателям и творцам высших духовных ценностей жизни, опора на свободный творческий производительный труд и свободную игру как естественно способствующие активной самореализации, помощь ребенку в осознании своей принадлежности к человечеству, единства с ним, и развитие стремления ребенка к осуществлению своей творческой роли в общественной жизни посредством свободного выбора сферы деятельности, сообразной с его индивидуальностью - отличительные черты теории К.Н. Вентцеля, столь актуально звучащие на современном этапе развития педагогической мысли.
Актуальность взглядов К.Н. Вентцеля с точки зрения современной гуманистической парадигмы, недостаточная изученность творческого наследия педагога обусловливают необходимость глубокого анализа основоположений его теории воспитания, в связи с чем был сделан выбор темы нашего исследования: "Гуманистическая направленность теории воспитания К.Н. Вентцеля".
Объект исследования - теория воспитания К.Н. Вентцеля.
Предмет исследования - гуманистическая направленность теории воспитания К.Н. Вентцеля.
Цель исследования - научное обоснование гуманистической направленности теории воспитания К.Н. Вентцеля, определение значения основных положений этой теории для современной педагогической науки и практики.
Задачи исследования:
· на основании анализа научной литературы, изучения педагогического наследия К.Н. Вентцеля, охарактеризовать предложенную им теорию воспитания, научно обосновать ее гуманистическую направленность;
· охарактеризовать гуманистические основы концепции "космического воспитания" К.Н. Вентцеля;
· обосновать целесообразность использования педагогического наследия К.Н. Вентцеля в процессе профессиональной подготовки педагогов образовательных учреждений;
· разработать для будущих педагогов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей школ методические рекомендации по изучению гуманистических идей теории воспитания К.Н. Вентцеля.
Мы исходили из предположения о том, что изучение, логико-исторический анализ основных положений, разработанных К.Н. Вентцелем, и их соотнесение с современными тенденциями развития педагогической теории и практики будут способствовать более глубокому осмыслению гуманистических традиций отечественной педагогики, формированию гуманистической ориентации воспитателя и учителя.
Методологическую основу исследования составляют философские, психолого-педагогические положения о связи исторического и логического, истории педагогики и современности; о воспитании как общечеловеческой ценности; о присущей мировому педагогическому процессу тенденции развития в гуманистическом направлении; о деятельной, творческой сущности личности, ее стремлении к свободе и самореализации.
Методы исследования: сравнительно-исторический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез; историко-ретроспективное изучение документов и фактов, их обобщение, систематизация; беседа, анкетирование, наблюдение.
Источниковедческую базу исследования составили труды К.Н. Вентцеля; материалы и документы научного архива Российской Академии образования; современные публикации, диссертационные работы по вопросам гуманизации воспитания; исследования различных аспектов педагогического наследия К.Н. Вентцеля.
Базой для опытно-экспериментальной работы по внедрению специального курса, посвященного изучению творческого наследия К.Н. Вентцеля, явился Смоленский государственный педагогический институт.
Этапы исследования:
На первом этапе /1994-1995 гг./ изучались архивные материалы, научная литература по проблеме исследования; определялись исходные теоретические позиции.
На втором этапе /1995-1996 гг./ осуществлялся анализ педагогического наследия К.Н. Вентцеля в соотношении с современными тенденциями развития воспитания в гуманистическом направлении.
На третьем этапе /1996-1997 гг./ анализировались и обобщались материалы исследования, обрабатывались экспериментальные данные, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации. Разрабатывались и внедрялись научно-методические рекомендации по использованию гуманистических идей К.Н. Вентцеля в процессе подготовки будущих педагогов.
Научная новизна исследования: охарактеризована гуманистическая сущность теории воспитания К.Н. Вентцеля; систематизированы и научно обоснованы принципы и методы теории воспитания К.Н. Вентцеля и их гуманистическая направленность; раскрыты гуманистические основы концепции К.Н. Вентцеля о "космическом воспитании", ее связь с идеями русских космистов.
Теоретическое значение исследования заключается в углублении и конкретизации понятия "гуманистическая направленность воспитания"; в научном обосновании соотношения гуманистических положений теории воспитания К.Н. Вентцеля с современными тенденциями развития воспитания в направлении гуманизма.
Практическая значимость исследования: разработаны научно-методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных
учреждений и учителей школ, студентов и преподавателей педагогических учебных заведений по изучению творческого наследия К.Н. Вентцеля. Разработана программа спецкурса по изучению теории воспитания К.Н. Вентцеля, которая может быть использована в процессе подготовки будущих педагогов, для повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей школ.
Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам, привлечением широкого круга документальных и архивных источников, апробацией результатов исследования.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:
1. Принципы и методы теории воспитания К.Н. Вентцеля, отражающие ее гуманистическую направленность.
2. Концепция "космического воспитания" К.Н. Вентцеля как перспективное направление гуманистической педагогики.
3. Научно обоснованная программа специального курса по использованию педагогического наследия К.Н. Вентцеля в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Апробация результатов исследования: материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедр педагогики и дошкольной педагогики Смоленского государственного педагогического института, на международных научно-практических конференциях (Смоленск, ноябрь 1995 г., Смоленск, май 1996 г., Смоленск, сентябрь 1996 г., Смоленск, декабрь 1996 г.), на Всероссийских конференциях (Киров, сентябрь 1996г., Елец, май 1997 г.), перед педагогическими коллективами средних школ г. Смоленска, Смоленского педагогического колледжа. Материалы исследования составили основу для разработки специального курса, посвященного изучению педагогического наследия К.Н. Вентцеля. Курс внедрен в практику подготовки будущих специалистов образовательных учреждений в Смоленском государственном педагогическом институте (1996 г.).
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются положения выносимые на защиту.
В первой главе - "Теоретические основы проблемы исследования" - дан ретроспективный анализ развития педагогики в гуманистическом направлении, прослежены взгляды современных ученых по вопросам гуманизации воспитания и образования, выделены критерии гуманистической направленности теории воспитания.
Во второй главе - "Гуманистические основы теории воспитания К.Н. Вентцеля" - рассмотрены сущность, этико-философские основания, принципы и методы, опыт практической реализации теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля, обоснована ее гуманистическая направленность; охарактеризованы гуманистические основы концепции "космического воспитания" К.Н. Вентцеля; рассмотрен вопрос об изучении педагогического наследия К.Н. Вентцеля как средства формирования гуманистической ориентации будущих педагогов.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшей разработки.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Логико-исторический анализ развития гуманистической педагогики показал, что диалектическое противоборство в понимании человека как субъекта собственного развития или объекта целенаправленных социо-кулътурных воздействий обусловило разработку многими деятелями педагогики, как общепризнанными, так и теми, взгляды которых стали известны сравнительно недавно, различных аспектов проблемы развития воспитания в гуманистическом направлении. Так, в античный период понятие "гуманистическая направленность" выразилось в осознании важности для воспитания человека самопознания, приобщения к добродетелям и развития стремления к гармонии своей личности (Сократ, Платон, Квинтилиан). Доминирование христианской идеологии в сфере духовной жизни в XI -XIII веках обусловило религиозную форму выражения гуманистических педагогических идей об утверждении ценности образования, важности воспитания в духе деятельного человеколюбия и патриотизма (В. Мономах, К. Смолятич, Д. Заточник и др.). Понимание гуманистической направленности в педагогике связывалось с принятием установок уважения к ребенку и веры в его возможности, значимости самообразования, активных методов обучения, изучения особенностей детского возраста, отказа от физических наказаний (В.да Фельтре, М. Монтень, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.). Гуманистические положения, накопленные педагогической мудростью мыслителей XVII - XX веков (от Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского до Л.Н. Толстого, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.) утвердили идеал гармонически развитой личности, самостоятельно мыслящей и независимой; ценность деятельного человеколюбия, активного самообразования и самопознания, гуманистического потенциала народной педагогики; необходимость любви и уважения к ребенку, веры в его возможности, природосообразного и культуросообразного воспитания детей ненасильственными методами посредством создания развивающей среды; важность личностных и профессиональных качеств педагогов.
Сущность гуманистической направленности определяется психолого-педагогическими положениями о признании своеобразия психического развития ребенка на той или другой стадии, его психологической защите в условиях обучения и воспитания; об ответственной роли гуманистически ориентированного педагога как организатора среды для воспитания творческой личности; о самоценности детства как важнейшего этапа формирования личности человека, о важности безусловного положительного принятия ребенка, веры в его способности, искренности в отношениях с ним (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, К. Роджерс и др.).
С точки зрения современных исследователей, аксиология подхода к пониманию и разработке проблематики концептуальных основ воспитания и образования определяется философией индивидуального свободного выбора человеком своего жизненного пути, принципиальной установкой на многообразие образовательных потребностей личности (М.Н. Берулава, Б.М. Бим-Бад, А.В. Баранников, М.В. Кларин и др.); гуманизация воспитания и образования - мощный фактор гуманизации всего человеческого сообщества; взгляд на гуманизацию должен основываться на "космическом" мышлении; личностно-гуманный подход к ребенку, гуманизация отношений всех участников педагогического процесса являются необходимыми (Ш.А. Амонашвили, Г.Н. Волков, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, В.А. Пономаренко, Н.Д. Соколова и др.); ребенок - главная ценность личностно-ориентированного образования, источник культурного и профессионального роста учителя (Ю.П. Азаров, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, И.А. Колесникова, Н.С. Дежникова, В.В. Сериков, Д. Холбрук и др.); гуманизация педагогического процесса связана с обеспечением приоритета воспитания и развития личности над различными видами обучения и тренировки детей в умениях и навыках; важным является обеспечение преемственности воспитания и образования (В.В. Давыдов, В.Я. Лыкова, А.М. Пышкало и др.).
Изучение и анализ теоретических источников дали возможность утверждать, что критериями гуманистической направленности теории воспитания является наличие в ней положений:
· о праве человека на счастье и свободу, вере в безграничность его возможностей и способность к самосовершенствованию;
· о понимании человека как субъекта собственного развития, как неотъемлемой, самоценной части космоса, призванной находиться в гармонии с окружающим миром;
· о признании ценностно-смыслового равенства воспитателя и воспитанника;
· о выявлении и развитии потенциальных возможностей каждой конкретной индивидуальности посредством ненасильственных методов и приемов воспитания;
· о развитии педагогического процесса как целостного, обеспечении возможности творческой самореализации всех его участников;
· о предъявлении высоких требований к личностным и профессиональным качествам педагогов.
К изучению педагогического наследия К.Н. Вентцеля обращались как исследователи начала и середины XX века (С.Н. Дурылин, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Ф.Ф. Королев, Е.Н. Медынский, М.В. Шапоров и др.), так и современные ученые (Б.М. Бим-Бад, С.Ф. Егоров, Г.Б. Корнетов, С.Г. Пестриков, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, М.Е. Стеклов, Т.П. Толмачева, Г.Г. Фатхулина и др.). Как показал анализ, отношение к различным положениям теории К.Н. Вентцеля неоднозначно. Признавая важность идей К.Н. Вентцеля в смысле побуждения педагогов к исканию новых путей воспитания, подчеркивая значимость разработки понятия "творческой личности", ряд авторов выразил сомнения в правомерности резкого противопоставления "принципа авторитета" и "принципа свободы", в возможности и эффективности эволюционного пути коренного преобразования общества к более высокому уровню развития (Ф.Ф. Королев, М.Е. Медынский, Г.Ф. Пальникова, М.В. Шапоров, и др.), в правомочности признания значимости и плодотворности религиозного творчества индивидуальностей (В.В. Зеньковский, М.Е. Медынский). Критическое отношение к указанным положениям К.Н. Вентцеля во многом обусловливается влиянием официальных идеологических установок, а так же несоответствием индивидуальных этико-философских позиций авторов убеждениям К.Н. Вентцеля.
Актуальным и важным в теории К.Н. Вентцеля признается закрепление за ребенком прав на свободное развитие; требование глубокой любви к детям, развития их самодеятельности и активности, стремления педагогов к профессиональному самоанализу и творчеству; антидеспотический, личностно-творческий характер теории воспитания, гуманизм педагогической технологии (Б.М. Бим-Бад, С.Ф. Егоров, Н.М. Магомедов, С.Г. Пестриков, М.Е. Стеклов, Т.П. Толмачева и др.), идея необходимости гуманного педагогического стимулирования естественного развития человека (В.Г. Пряникова), концепция космической педагогики (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Л.Д. Филоненко).
Основанием разработки К.Н. Вентцелем теории свободного воспитания явились его этические взгляды, согласно которым истинная нравственность имеет место тогда, когда беспрерывно расширяющуюся систему целей жизни и отдельного человека, и той общественной группы, в состав которой он входит, отличают гармония, цельность и единство; основной задачей нравственного воспитания, способствующей прогрессивному развитию человечества, является развитие стремления каждого человека к самостоятельному творческому определению нравственных ценностей жизни и их плодотворной реализации в процессе свободного творческого труда. В связи с этим сущность процесса воспитания, по мнению К.Н. Вентцеля, состоит в раскрытии внутреннего потенциала ребенка посредством его свободного обнаружения в процессе полноценного проживания каждым ребенком своей индивидуальной жизни, органично связанной с жизнью окружающих его людей; главная цель - в развитии творческой индивидуальности каждого воспитанника, помощи ему в самореализации и самосовершенствовании, обеспечении возможности почувствовать свою цельность с человечеством и космосом. 
Считая стремление к свободе источником саморазвития личности, К.Н. Вентцель утверждал, что каждый человек призван научиться мыслить самостоятельно, определять свое личное отношение к миру, к людям, к самому себе; главная цель воспитания и образования - ребенок и его свободное развитие; педагогический процесс следует ориентировать на самостоятельную творческую работу каждой индивидуальной личности.
К.Н. Вентцель создал самобытный целостный теоретический образ идеального воспитательно-образовательного учреждения "Дом Свободного Ребенка". Его форма - педагогическая община, все члены которой объединены общими целями свободного воспитания на условиях устранения из общения элементов принуждения, дети являются непосредственными участниками планирования и организации своей жизнедеятельности. Попытка осуществить "Дом Свободного Ребенка" на практике была предпринята К.Н. Вентцелем и его сподвижниками в Москве (1906 г. -1909 г.). В практике "Дома" акцент делался на необходимость развития творческой индивидуальности каждого ребенка, организацию свободных занятий детей научными предметами в тесной связи этих предметов друг с другом (идея комплексности знаний), связи свободного производительного труда с образовательными занятиями детей, с их занятиями искусством; обеспечение условий для активного участия детей в организации своей жизнедеятельности и заинтересованного участия родителей в жизни "Дома".
Опыт осуществления "Дома Свободного Ребенка" явился стимулом для дальнейшего творчества К.Н. Вентцеля.
Изучение и анализ педагогического наследия К.Н. Вентцеля, опыта практической реализации в "Доме Свободного Ребенка" положений его теории воспитания позволили выделить следующие принципы этой теории:
- принцип свободы: свободное соединение воспитателя и воспитанника на равных началах является необходимым условием для выявления и развития индивидуальности ребенка, способствует плодотворному осуществлению педагогического процесса;
- принцип гармонии целей, то есть установление соответствия между различными сторонами природы ребенка, равновесия между его разнородными стремлениями, солидарности между его личной жизнью и жизнью всего человеческого общества посредством развития стремления к гармонии целей своей деятельности;
- принцип ненасилия над личностью ребенка: свободное внутреннее развитие человека предполагает устранение из педагогического процесса элемента принуждения ребенка в максимально возможной степени и установление ненасильственных методов воспитания;
- принцип развития творческой индивидуальности: важнейшая задача воспитания - постичь законы развития данной индивидуальности и сделать все возможное для ее максимального раскрытия;
- принцип культуросообразности воспитания предполагает, что условия для восприятия, накопления и переработки подрастающим поколением культурного наследия прошлого, позволяющие сделать его способным умножить полученное культурное наследство и в расширенном виде передать потомкам, должны создаваться воспитателем с учетом того, что ребенок - самобытная личность, обладающая священным правом на индивидуальное развитие;
- принцип развития стремления к свободному творческому производительному труду на всех ступенях воспитания и образования обеспечит тот "здоровый фундамент", на котором все другие телесные и душевные качества ребенка могут получить наивысшее развитие;
- принцип естественных последствий: предоставление ребенку возможности испытать на себе естественные последствия своих свободных действий способствует формированию его свободных самостоятельных взглядов;
- принцип гармонического слияния общественного и семейного воспитания: успешное осуществление свободного воспитания ребенка необходимо предполагает стремление к гармоничному слиянию усилий общества и семьи;
- принцип преемственности воспитания: организация воспитательно-образовательного учреждения как гармоничного соединения идеальных детского сада и школы позволит не нарушать условия естественного развития детей, избежать физиологически и психологически необоснованных форм организации педагогического процесса, будет способствовать свободной счастливой и радостной жизни детей.
К.Н. Вентцель считал, что главным воспитательным методом должен стать метод освобождения творческих сил в ребенке. Сущность его состоит в пробуждении и поддержании в ребенке духа искания, исследования и творчества. Изучение теории воспитания К.Н. Вентцеля дало возможность выделить такие методы, как вовлечение детей в общественно-необходимый производительный труд, организация свободных игр детей, свободных занятий детей искусством, удовлетворение научных запросов детей, организация детского самоуправления, отказ от наказаний, пример педагогов и родителей.
Сущностные характеристики принципов и методов теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля, в соотнесении с выделенными выше критериями гуманистической направленности теории воспитания, являются обоснованием гуманистической направленности этой теории. В них утверждается право человека на счастье и свободу, вера в безграничность его возможностей и способность к самосовершенствованию (принципы свободы, ненасилия над личностью, развития творческой индивидуальности, развития стремления к свободному творческому труду, культуросооб-разности воспитания); понимание человека как субъекта собственного развития, неотъемлемой, самоценной части космоса, призванной находиться в гармонии с окружающим миром (принципы гармонии целей, гармонического слияния общественного и семейного воспитания, развития творческой индивидуальности, естественных последствий); признание ценностно-смыслового равенства воспитателя и воспитанника (принцип свободы); необходимость развития педагогического процесса как целостного, обеспечения возможности творческой самореализации всех его участников (весь спектр принципов и методов); важность выявления и развития потенциальных возможностей каждой конкретной индивидуальности посредством ненасильственных методов и приемов воспитания (принципы развития творческой индивидуальности, ненасилия над личностью, совокупность выделенных методов); необходимость предъявления высоких требований к личностным и профессиональным качествам педагогов (весь спектр принципов и методов).
К.Н. Вентцель был убежден, что естественный путь творческой работы над собой ведет человека к диалектическому разрешению противоречий между отдельностью и цельностью, обособленностью и единством, хаосом и гармонией. Для каждой индивидуальной личности такой путь к гармонии, цельности и единству себя и Творческого Космоса специфичен, и его поиск невозможен без стремления к гармонии, цельности и единству внутри себя, без стремления к взаимопониманию и творческому сотрудничеству с другими людьми. Смысл человеческой жизни, по мнению К.Н. Вентцеля, в том и заключается, чтобы творить себя, человечество, космос, осознавая трудность и долгосрочность процесса формирования свободного творческого сознания, но не боясь трудностей, опираясь на свои лучшие проявления и веру в высокое предназначение Человека.
К.Н. Вентцель считал, что для преодоления развития милитаризации и антагонизации человечества общественная культура должна опираться на космический базис; каждый человек в результате саморазвития может достигнуть "космического сознания", то есть понимания своего единства с космосом, своей самоценности как части целостного единства вселенской жизни.
В концепции К.Н. Вентцеля о "космическом воспитании" нашли целостное и непротиворечивое и развитие основные положения его теории. Педагог утвердил идеал свободы, считая воспитателя и воспитанника равными в возможности познания закономерностей развития всего огромного космоса (принцип свободы). Он отмечал, что в процессе космического воспитания значимо развитие в человеке стремления к гармонии внутри себя, с человечеством и космосом (принцип гармонии целей). Для каждого человека важно осознание себя как неотъемлемой самоценной части космоса (принцип развития творческой индивидуальности), принятие себя как активного участника и преобразователя космоса, творца новых форм "космической культуры" (принцип культуросообразности, принцип развития стремления с свободному творческому труду). В понимании К.Н. Вентцеля, процесс "космического воспитания" - процесс свободного творческого взаимодействия воспитателя и воспитанника по достижению "космического сознания", не приемлющий принуждения (принципы ненасилия над личностью, естественных последствий), но опирающийся на побуждающие поисковые методы (метод освобождения творческих сил в ребенке), на совместные усилия всех участников процесса "космического воспитания" (принцип гармонического слияния общественного и семейного воспитания).
Идеи К.Н. Вентцеля о человеке как главной ценности мироздания, его неотделимости от процессов космического развития; о восходящем характере творческой эволюции человечества к более разумной и гармоничной ноосфере; о пути к высшей духовности посредством целостного слияния человека с космосом через развитие космического самосознания ставят его в один ряд с русскими космистами Н.Ф. Федоровым, В.С. Соловьевым, Н.А. Бердяевым, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским и др. Вместе с тем, мы акцентируем внимание на том факте, что самобытный русский мыслитель К.Н. Вентцель, основываясь на указанных идеях, первым предложил целостную концепцию воспитания, прослеживающую реальные пути достижения каждым человеком единства и гармонии с окружающим миром в космических масштабах.
В связи с возрождением гуманистических идеалов в педагогике в настоящее время, активизацией позитивного интереса к творческому наследию К.Н. Вентцеля, представляется целесообразным ознакомление педагогической общественности с гуманистическими идеями его теории воспитания. Поэтому одной из задач нашего исследования явилась разработка программы спецкурса "Гуманистическая направленность теории воспитания К.Н. Вентцеля". Изучение спецкурса позволило будущим педагогам не только ознакомиться с гуманистическими положениями теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля, но и осознать ее значимость для более глубокого осмысления тенденций развития современной педагогической реальности, пробудило интерес к творческому наследию К.Н. Вентцеля, способствовало развитию стремления к активному поиску будущими педагогами своей профессиональной позиции в гуманистическом направлении.
Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, суть которых заключена в следующем.
Изучение историко-педагогического гуманистического наследия, современных тенденций развития педагогики показало, что гуманистическая цель ненасильственного воспитания высоконравственной гармонично развитой творческой личности, стремящейся к позитивной самореализации на благо человечества, признающей личную свободу равной свободе других людей, являлась на определенных этапах развития человеческого общества приоритетной в плане формирования педагогических идеалов, актуальна для современной педагогической действительности. Логико-исторический анализ развития гуманистической педагогики, рассмотрение современных гуманистических концепций воспитания и образования позволило выделить критерии гуманистической направленности теории воспитания. Соотнесение этих критериев с сущностными характеристиками научно обоснованных и систематизированных в исследовании принципов и методов теории воспитания К.Н. Вентцеля выявило гуманистическую направленность указанной теории.
Проведенное исследование позволило охарактеризовать сущность концепции "космического воспитания" К.Н. Вентцеля, выявить ее глубокий гуманистический потенциал. Основываясь на органическом единстве человека, человечества и космоса, концепция "космического воспитания" К.Н. Вентцеля утверждает веру в достоинства человеческой личности, возможность для каждого человека активного принятия себя как творца новых форм космической культуры, способного преобразовывать мировую реальность к добру и красоте путем неустанной творческой работы над собой, что характеризует рассмотренную концепцию как актуальное и перспективное направление развития педагогики в гуманистическом направлении.
Результаты исследования показали, что с течением времени наблюдается все большее осознание важности и масштабности многих идей К.Н. Вентцеля; подтвердили наше предположение о целесообразности использования специального курса, посвященного гуманистическим идеям теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля, как средства формирования гуманистической ориентации будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы. Требуют дальнейшего изучения аспекты педагогического наследия К.Н. Вентцеля, посвященные вопросам самовоспитания, индивидуального религиозного творчества, взаимодействия общественного и семейного воспитания.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. На рубеже веков (гуманистические аспекты деятельности К.Н. Вентцеля и других представителей различных педагогических течений на Смоленщине в конце ХГХ - начале XX в.) // Край Смоленский. - Смоленск, 1995.-№11-12.-С.48-55.
2. К.Н. Вентцель о педагогике свободы и ненасилия // Тенденции осуществления педагогического процесса в учебно-воспитательных комплексах в свете концепции непрерывного образования: Сборник статей международной научно-практической конференции. - Смоленск: СОИУУ, 1996. - С.39-44.
3. К.Н. Вентцель о преемственности воспитания в идеальном детском саду и идеальной школе // Современные тенденции и перспективы реализации преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. - Смоленск: СОИУУ, 1996. - С.7-8.
4. Идеи ненасилия в педагогической теории К.Н. Вентцеля // Традиции и новации в педагогике ненасилия: Тезисы докладов Всероссийской конференции 17-19 сентября 1996 г. - Киров: ВГПУ, 1996. - С.31.
5. Гуманистические идеи воспитания в педагогическом наследии К.Н. Вентцеля: Методические рекомендации. - Смоленск: СЦНТИ, 1996. -24с.
6. К вопросу о развитии творческой индивидуальности в педагогической теории К.Н. Вентцеля // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни: Материалы научно-практической конференции. - Т.2. -Смоленск: СГУ, 1996. - С. 184-187.
7. Гуманистические основы развития творческой индивидуальности ребенка в педагогическом наследии К.Н. Вентцеля // Ненасилие как условие развития творческой личности: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. - 4.1. - Елец: ЕГПИ, 1997. - С.92-93. (В соавторстве).
8. Теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля: Методические рекомендации. - Смоленск: СЦНТИ, 1997. - 20 с.