Киршин Игорь Александрович (1999)

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научные руководители: почётный член РАО, доктор психологических наук, профессор Шалва Александрович Амонашвили; кан­дидат педагогических наук, доцент Светлана Ивановна Брызгалова

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Игорь Константинович
Журавлёв; кандидат педагогических наук, доцент Надежда Владиславовна Самсонова

Ведущее учреждение - Московский государственный открытый педаго­гический университет

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время в России наметился переход от информационно-командной, авторитарной педагогики к педагогике творчески-смысловой, гуманно-личностной, ориентиро­ванной на расширение возможностей компе­тентного выбора личностью жизненного пути. Оче­видно, что к такому выбору может быть готова только развитая личность, способная решать сложнейшие за­дачи кризисного периода. Определяющим фактором раз­вития такой личности является творчество. В связи с этим весьма важное значение в педагогике приобре­тает развитие детского творчества, одним из видов которого является словесное творчество детей.
В педагогической науке и практике  активно разрабатываются вопросы развития детского словесного творчества: изучены его сущность и специфика (Г.Х.Валеев, В.Глоцер, К.И.Чуковский, Дж.Родари); разработаны программы и учебники по чтению и риторике, ориентированные на развитие детского словесного творчества (В.А.Левин, Л.Е.Стрельцова и Н.Д.Тамарченко, Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская); выявлены теоретически и применены на практике некоторые педагогические условия развития детского словесного творчества (Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.М.Лобок, В.П.Крапивин, В.Н.Сорока-Росинский, В.А.Сухомлинский, М.П.Щетинин); разрабо­таны крите­рии оценки литературных произведений детей (Д.Б.Богоявленская, В.А.Левин, Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская). Вместе с тем, творческие задания в содержании литературного образования составляют всего 0,2% (данные Г.Х.Валеева) и имеют предметно - тематический характер, не учитывающий конкретную индивидуальность ребёнка, его особые мотивы и потребности. Творчество же, как показали русские религиозные фило­софы (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин, Вл.Соловьёв, П.Флоренский и др.), берёт начало в глубинных, сугубо индивидуальных мотивах и потреб­ностях. Для их реализации значи­тельными возможностями располагает сфера дополнительного образования, где нет давления образовательных  стандартов и все от­ношения строятся на принципе добровольности и сво­боды. Однако детское словесное творчество рассматривается в педагогике только с точки зрения школьного образования - исследования данной про­блемы в сфере дополнительного образо­вания отсутствуют. В связи с этим нет ответов на следующие вопросы:
Какова специфика образовательной среды в учреждении дополнительного образования, позволяющая развивать детское словесное творчество с опорой на мотивы и потребности детей? Какими могут быть содержание, формы, приёмы, методы развития детского словесного творчества в учреждении дополнительного образования? Какую роль в развитии детского словесного творчества играет сочетание клубных форм совместной деятельности и собственно литературной деятельности? Какова роль творческого диалога ребёнка и взрослого в развитии детского словесного творчества? Как влияет на развитие детского словесного творчества в учреждении дополнительного образования другие виды детского творчества (рисование, декоративно-прикладное творчество, театрализации и т.п.)?  Необходимостью ответить на эти вопросы и мотивируется актуальность исследования.
Обобщая сказанное, можно отметить следующее противоречие: с одной стороны, в педагогической науке и практике  активно разрабатываются вопросы развития детского словесного творчества. С другой стороны, развитие детского словесного творчества рассматривается в педагогике только с точки зрения школьного образования - применительно к дополнительному образованию вопрос даже не поставлен; вследствие этого содержание, специфика, способы, педагогические условия развития детского словесного творчества в учреждениях дополнительного образования теоретически не разработаны;  предложенные в литературе способы диагностики результатов детского словесного творчества весьма аморфны; отсутствуют исследования динамики и направленности развития детского словесного творчества при длительном обучении в учреждении дополнительного образования. Осознание этого противоречия позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы специ­фика развития детского словесного творчества в учрежде­ниях дополнительного образования, его техно­логия (акцент целей, концептуальные положения, особенно­сти содержания, особенности методики), способы диагно­стики результатов детского словесного творчества. На основе анализа проблемы исследования сформулирована его тема: “Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополни­тельного образования)”.

Объектом исследования является словесное творчество детей.

Предмет исследования - педагогические условия  развития детского словес­ного творчества в сфере дополнительного образования.

Цель исследования - предложить решение обозначенной проблемы, теоретически и практически обосновать педагогические условия развития детского словесного творчества в сфере дополнительного образования. На основе изучения философской и  психолого-педагогической литературы, анализа педагогической практики, а также опыта собственной педагогической деятельности выдвинута гипотеза, включающая следующие положения:

  1. Основными педагогическими условиями развития детского словесного творчества в сфере дополнительного образования являются:

- освоение педагогом современных представлений о философ­ско-этическом, психологическом и педагоги­ческом аспектах творче­ства;
- осознание развития детского словесного творчества как цели;
- опора на мотивы и потребности детей;        
- создание на основе гуманно-личностного подхода педагогической среды, ориентированной на развитие творчества детей;
- сочетание развития детского словесного творчества с развитием других видов детского творчества (рисование, декоративно-прикладное творчество, театрализации и т.п.);
- разнообразие содержания, форм, приёмов, методов развития детского словесного творчества;
- обмен результатами творчества между участниками педагогической среды на основе творческого диалога ребёнка и взрослого;
- сочетание клубных форм совместной деятельности и творческой литературной деятельности.
2. Если обеспечить указанные педагогические ус­ловия на прак­тике, то удастся не только развить словесное творчество детей, но и обеспечить его длительную положительную направлен­ность.
Предмет, цели, гипотеза  исследования определили его  задачи:
- изучить состояние проблемы творчества в теории и практике, акцентируя внимание на его решённых и нерешённых педагогических аспектах;
- выявить на теоретическом уровне особенности детского творчества;
- выявить на теоретическом уровне особенности детского словесного творчества;
- определить систему педагогических условий, необходимых для развития детского словесного творчества в дополнительном образовании;
- провести эксперимент, проверяющий эти условия;
- разработать модель развития детского словесного творчества в дополнительном образовании.
Методологической основой исследования явились положения гуманно-личностного (Ш.А.Амонашвили), деятельностного (А.Н.Леонтьев) подходов к развитию детского словесного творчества и культурно-историческая психология (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).
Философский фундамент исследования составили основные положения русской религиозной философии (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский,  И.А.Ильин, Н.О.Лосский,  Вл.Соловьёв, П.Флоренский и др.), диалектиков-материалистов (В.Ф.Асмус, Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, В.А.Цапок, А.Т.Шумилин и др.),  а также Учение Живой Этики (Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, А.Клизовский и др.), синтезирующее религиозные и материалистические представления о природе творчества.
Психологическую базу исследования составили ра­боты Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмолова, А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Н.С.Лейтеса, А.Н.Лука, Я.А.Пономарёва и др.
Ключевое место в разработке теоретической модели развития детского словесного творчества занимает в исследовании идея диалога, разработанная в трудах М.М.Бахтина, В.С.Библера, М.Бубера, С.Н.Курганова.
Положение дел в сфере дополнительного образова­ния было изу­чено по официальным документам Министер­ства просвещения Российской Федерации,  специальным диссертационным работам, педагогической периодике, документам аналитико-правового отдела управления образования мэрии г.Калининграда.
Для разработки собственной теоретической модели развития детского словесного творчества были использованы программы начального литературного образования В.А.Левина, Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской, А.А.Мелик-Пашаева, Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко.
Методы исследования: 1)теоретические - анализ проблемы исследования, анализ педагогической практики, синтез, моделирование. 2) эмпирические - естественный эксперимент (по А.Ф.Лазурскому); изучение и обобщение педагогического опыта; метод ретроспективного изучения собственного педагогического опыта по развитию детского словесного творчества; лонгитюдные исследования, включавшие в себя длительное наблюдение, изучение продуктов детского творчества, психолого-педагогические характеристики, беседы с детьми, родителями, учителями, изучение школьной документации; метод экспертных оценок детских литературных произведений.
На защиту выносятся следующие положения:
Для развития детского словесного творчества необходима совокупность следующих  педагогических условий:   
- освоение педагогом современных представлений о философ­ско-этическом, психологическом и педагоги­ческом аспектах творчества;
- комплексное сочетание гуманно-личностного подхода и идеи творческого диалога;
- специально организованная педагогическая среда,  представляющая собой коллектив единомышленников, состоящий из учителей, родителей и детей, находящихся в постоянном творческом контакте и осуществляющий единую деятельность в клубных формах;
- разнообразие приёмов, методик, технологий развития детского словесного творчества, служащих педагогу для построения собственной программы развития словесного творчества детей;
- сочетание деятельности по развитию детского словесного творчества с развитием других видов художественного творчества.
Научная новизна исследования заключается в
- педагогической интерпретации философско-этических и психологических аспектов детского словесного творчества;
- уточнении понятия “детское словесное творчество”;
- обосновании успешности функционирования системы педагогических условий развития детского словесного творчества;
- отборе и применении системы приёмов развития детского словесного творчества в учреждениях допол­нительного образования ;
- обосновании теоретической базы и технологических компонентов модели развития детского словесного творчества;
- разработке модели детского словесного творчества на основе специально созданной педагогической среды в условиях учреждения дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- внесены изменения, отражающие идеи гуманно-личностного подхода,  в представления о педагогических  условиях развития детского словесного творчества;
- выявлены педагогические условия развития детского словесного творчества в сфере дополнительного образования;
- открыта возможность нового направления в педагогике словесного творчества детей на основе выявленных педагогических условий;
- разработаны методики ретроспективного анализа собственного педагогического опыта, экспертного и лонгитюдного исследований детского словесного творчества, что может способствовать  эффективности педагогических исследований.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработаны содержание и методика развития детского словесного творчества в сфере дополнительного образования;
- разработаны критерии оценки продуктов детского словесного творчества;
- выдвинутые положения помогают разрешить противоречие между уровнем естественной, спонтанной жизни ребёнка и уровнем обучения через создание системы педагогических условий, объединяющих оба уровня.
Предложенная модель развитие детского словесного творчества может быть использована педагогами дополнительного образования, в частных школах, а также в общеобразовательной школе на уроках чтения, риторики, литературы, при организации факультативных занятий и кружковой работы по предмету. 
Организация исследования: исследование проводи­лось в несколько этапов.
На первом этапе (1988 - 1990г.г.) изучалась фи­ло­софская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, анализировался практический опыт развития детского словесного творчества, накапливался и обобщался педагогический опыт, проводилась предварительная эмпирическая работа по развитию детского словесного творчества в учреждении дополнительного образования.
На втором этапе (1990 - 1991г.г.) была сформи­ро­вана концепция, определяющая основные педагогиче­ские условия развития детского словесного творче­ства.
На третьем этапе (1991 - 1997г.г.) выработанная концепция была реализована в специально созданном учреждении дополнительного образования школе ис­кусств “Солнечный сад” (г.Калининград).
На четвёртом этапе (1997 - 1998г.г.) с целью вы­явления оптимальных педагогических условий разви­тия детского словесного творчества был изучен и обобщён семилетний педагогический опыт школы ис­кусств “Солнечный сад”, проведены экспертные оценки и лонгитюдные исследования, завершено литературное оформление диссертации.
Базой исследования являлась школа искусств “Солнечный сад” при школе-лицее №49 г.Калининграда.
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием методов, адекватных целям и задачам исследования, сравнимостью данных, полученных на разных этапах исследования, сопоставимостью их с выводами смежных исследований, достигнутыми стабильными положительными результатами в развитии литературного творчества детей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и были одобрены: на педагогических конференциях школы-лицея №49 (Калиниград, 1992 - 1998г.г.); на заседаниях творческой лаборатории “Вуз - школа” при КГУ (Калининград, 1996); на Международ­ном научно-педагогическом семинаре “Человек у порога Нового Мира” (Москва, 1997); на Методическом педаго­гическом совете при Международном центре Рерихов (Москва, 1997); на XIX научной конференции профес­сорско-преподавательского состава, научных  сотруд­ников, аспирантов и студентов Калининградского государственного университета (Калининград, 1998); на Международной научно-методической конференции “Психолого-педагогические проблемы системы образова­ния” (Ижевск, 1998).
Результаты исследования положены в основу про­грамм развития детского словесного творчества, реализуемых преподавателями школы искусств “Солнечный сад” г.Калининграда в течение 1991-1998г.; используются в учреждениях допол­нительного образования: Детской художественной школе и Дворце творчества (г.Калининград),  а также в детском литературном объединении при Центральной детской библиотеке №65 (г.Москва), в Пресс-Центре “Каравелла” (г.Екатеринбург), в Частной школе “Свободное развитие” (г.Пермь), в Свободной валь­дорфской школе (г.Кассель, Германия).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (214 источников), приложений, содержит три таблицы.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  2. Во введении дано обоснование актуальности из­бранной темы и проблемы исследования, определены его объект, предмет, сформулированы цели, гипотеза и задачи, указаны методологические основы и методы исследования, раскрыты его научная новизна, теорети­ческая и практическая значимость.

В первой главе - “Развитие детского словесного творчества как психолого-педагогическая проблема” - представлен анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме развития детского словесного творчества. На основе этого анализа последовательно раскрываются сущность, признаки, структура и особенности творчества, детского творчества, детского словесного творчества, педагогические условия развития детского словесного творчества. Выявлены два основных подхода к характеристике сущности творчества: религиозно-идеалистический и диалектико-материалистический. Особенностями религиозно-философского подхода являются мистичность, идеализм, оперирование категориями, выработанными русской православной традицией, внимание к индивидуальным особенностям творческой личности, к нравственной ориентации всех явлений, связанных с творчеством. Философы-материалисты исходят в своих построениях из вторичности сознания по отношению к бытию. Ими тщательно исследованы вопросы теории отражения, деятельности и воображения в применении к процессу творчества. Особенностями материалистического подхода являются объективность, экспериментальная проверяемость выводов, тщательное изучение взаимоотношений личности и среды. Следует отметить чрезмерный социологизм и недостаточную исследованность глубинных уровней личности.
В последние годы проблемы творчества исследуются также с позиций Учения Живой Этики. Согласно этому учению источником творчества является воображение, основанное на способности представлять актуальные для данной личности образы. Актуальность этих образов для творца создаёт вдохновение, которое и позволяет производить нечто новое. Ведущими чертами в творческом процессе являются внутренняя свобода, вдохновение, озарение и интуиция. Причиной творчества становится деятельность сердца; основной механизм творческого процесса представлен как сердечный зов и отклик; главные ценностные ориентиры творчества - устремление к явлению красоты и осознание беспредельности жизни; источник творческого вдохновения - высшие сферы бытия; материалом для построения творческих образов являются пережитые впечатления; чувства симпатии и любви, испытываемые автором, пробуждают желание творчества. В психологии глубоко изучены такие основные характеристики творчества, как воображение, интуиция, структура творческого процесса и творческой личности.
Психологами Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмоловым, Л.И.Божович, Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, Н.С.Лейтесом, Д.Б.Элькониным выявлены  особенности детского творчества: игровой характер творческой деятельности детей, повышенная эмоциональность, отсутствие критического отношения к своим произведениям, стремление к взрослению, развитию и свободе. Детское словесное творчество - один из видов детского творчества. Теоретический анализ позволяет определить сущность детского словесного творчества: это  свободное выражение ребёнком в устной или письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания. Согласно исследованиям М.Бахтина, В.Библера, М.Бубера, С.Ю.Курганова, обмен лично адресованным творчеством является ярким стимулом развития словесно-творческого потенциала ребёнка. Однако обнаружилось, что в педагогической практике непосредственная жизнь ребёнка и специальное обучение разорваны, разобщены, существуют без связи друг с другом (Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмолов, М.П.Щетинин и др.).
В научной литературе выделяются три основных подхода к развитию детского словесного творчества: психолого-педагогический, художественно-практический и методический. Психологи (Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Я.Ляудис и И.П.Негурэ, Б.М.Теплов и др.) убедительно обосно­вали важную роль детского словесного творче­ства в общем развитии ребёнка и наметили психологи­ческие основания педагогических условий, необходимых для развития детского словесного творчества: принятие ребёнка в его актуальном состоянии; эмпатия; созда­ние психологически, педагогически и методически активной среды на основе клубной деятельности. Педагогический опыт литераторов-практиков (Л.Н.Толстой, К.Чуковский, В.Глоцер, В.П.Крапивин, А.М.Лобок, Дж.Родари и др.) позволяет обосновать следующие условия развития детского словесного творчества: опора на естественные потребности ребёнка; организация педагогических условий для удовлетворения этих потребностей; использование творческого диалога как наиболее эффективного метода развития детского словесного творчества. Анализ методических разработок (В.А.Левин, Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская, П.Р.Мелик-Пашаев, Л.Е.Стрельцова и Н.Д.Тамарченко и др.) позволил описать эффективную методическую систему развития детского словесного творчества.
Выявлены следующие характерные черты опыта пе­дагогов-практиков (Ш.А.Амонашвили, Л.Н.Толстой, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский, В.А.Сухомлинский, и др.) в развитии детского словесного творчества: ведущим фактором являлась личность педагога, обла­давшего литературным талантом, а также следую­щими качествами: филологическая подготовка; способ­ность участвовать в детской жизни;  эмоциональность.
В литературе отмечается, что в сфере дополни­тельного образования возникают наиболее оптимальные условия для развития детского словесного творчества, поскольку отсутствует давление образовательных стандартов и все отношения строятся на основе добровольности и свободы. Однако исследований, системно освещающих педагогиче­ские условия развития детского словесного творчества в сфере дополнитель­ного образования, в педагогике нет. Развитие дет­ского словесного творчества рас­сматривается как система методических приёмов, без связи с естествен­ным, стихийным уровнем жизни ребёнка.
Реальная практика развития детского словесного творчества в начальной школе изучена Г.Х.Валеевым. По его данным, творческие задания на уроках русского языка и чтения составляют 0,2%, несколько выше этот процент в классах развивающего обучения. В то же время результаты исследований, проведённых отечест­венными (Г.Х.Валеев, В.Я.Ляудис и И.П.Негурэ, А.Ж.Овчинникова и др.) и зарубежными (К.Линденберг, С.Френе) педагогами доказали, что занятия словесным творчеством значи­тельно повышают у детей уровень креативности и владения письменной речью. Однако в реальной педагогической практике детскому словесному творчеству внимания не уделяется. Так, по данным областного Центра дополнительного образования в Калининградской области некоторые элементы словес­ного творчества используются на занятиях литератур­ных кружков, секций журналистики и студий по разви­тию речи, однако как учебный предмет с научно подготовленной программой словесное творчество в школах  и учреждениях дополнительного образования в регионе не преподаётся.
Возникает необходимость соединить естественную детскую жизнь (первый уровень жизни ребёнка) и образовательный процесс (второй уровень жизни ребёнка) для максимально успешного развития детского словесного творчества. Для этого прежде всего необходимо выявить естественно возникающие потребности ребёнка. Далее следует организовать педагогическую среду, в которой эти потребности ребёнка будут удовлетворены. При этом основой функционирования педагогической среды является принцип творческого диалога, понимаемого как художественная форма участия в общей жизни коллектива, обусловленной потребностями детей, а также клубные формы совместной деятельности. Это позволит преодолеть противоречие между первым и вторым уровнями жизни ребёнка и объединить их на основе следующих положений:   
- Истинное творчество возможно только как цело­стный стиль жизни, как общий принцип системы отноше­ний с ребёнком, а не как отдельный приём на уроке.
- Педагогическая среда представляет собой кол­лектив единомышленников, состоящий из преподавателей различных видов искусства, родителей и детей, осуществляющих единую творческую деятельность. Педагогическую среду могут дополнить и другие субъекты, способные вступать с ребёнком в творческий диалог. Основное назначение педагогической среды - полноценное общение во время деятельности, которая вызывает у ребёнка сильные положительные эмоции, порождает в воображении яркий образ. В результате такой деятельности ребёнку предлагается реализовать возникший образ (напиши, нарисуй, сыграй, изобрази. Таким образом, педагогическая среда, с одной сто­роны, создаёт условия для проявления стихийного творчества детей (горизонтальный уровень словесно-творческого развития), с другой стороны, насыщает детей прекрасными образами, побуждая творческую стихию подниматься вверх - к вершинам Добра, Любви и Красоты (вертикальный уровень словесно-творческого развития). Объединение этих уровней педагогической средой должно дать полноту и равновесие развитию словесного творчества  детей.
- Педагогическая среда  должна охватывать все стороны жизни ребёнка, удовлетворять его физиологи­ческие, моральные, познавательные, эстетические и иные потребности. Только создав ребёнку полноценную детскую жизнь, мы вправе ждать от него творческих проявлений.
- Единая деятельность осуществляется в клубных формах (поход, спектакль, спортивные соревнования, издательская деятельность и др.).
- Основным методом во взаимодействии “ребёнок - взрослый” в педагогической среде является творческий диалог. Под “творческим диалогом”,подразумевается специфический вид общения, который состоит в открытии, выражении и передаче другим личностного смысла явлений в эстетической форме. Цель словесного творческого диалога - выявление и развитие собственного речевого стиля ребёнка. Характеристики, необходимые для функционирования творческого диалога: а) психологическая безопасность; б) признание безусловной ценности индивида; в) создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание; г) эмпатия и принятие ребенка таким, каков он есть; д) полная свобода выражения с помощью символов; е) возмож­ность сочетать причудливым и неожиданным образом символы, образы, понятия и значения.
Сущность творческого диалога заключается в сердечном взаимодействии и применении своих творче­ских способностей в обмене “репликами”. В процессе обмена произведениями педагог незаметно обогащает опыт ребёнка культурными ценностями и направляет его внимание к образам красоты, добра и истины. Создание педагогической среды значительно расширяет возможно­сти творческого диалога за счёт синтеза различных видов искусств. Создаётся “полифония”, о которой говорил М.Бахтин.
Таковы теоретические предпосылки выявленных в исследовании педагогических условий развития дет­ского словесного творчества.
Вторая глава - “Эмпирическая проверка педагогических условий развития детского словесного творчества (на примере учреждения дополнительного образования школы искусств “Солнечный сад”)” - содержит данные экспериментальной проверки выявлен­ных педагогических условий на базе учреждения дополнительного образования - школы искусств “Солнечный сад” (при школе-лицее №49 г.Калининграда), проведённой в 1991 - 1998 г.г. В эксперименте приняли участие 300 детей и шесть преподавателей под руководством соискателя. Педаго­гические документы (учебные программы, планы и конспекты уроков, педагогические дневники, словесно-творческие работы детей, фото- и видеоматериалы) архивировались и составили 45 папок, по 150-200 листов каждая. Развитие детского словесного творче­ства в школе искусств “Солнечный сад” представляло собой естественный эксперимент, реализованный по технологии А.Ф.Лазурского, обогащённой Н.С.Лейтесом. В качестве основного метода изучения результатов эксперимента был избран ретроспективный анализ собственного педагогического опыта, базирую­щийся, с одной сто­роны, на теории и практике обобщения педагогического опыта (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский,  М.Н.Скаткин, Ф.Ш.Терегулов, Я.С.Турбовской и др.) и, с другой стороны, - на исследовании его специфики при ретро­спективном анализе собственного опыта исследователя (рекомендации Т.А.Стефановской). Использовались  критерии оценки результатов педагогической деятель­ности в учреждениях дополни­тельного образования (Е.П.Балагуров и коллектив авторов). Методика изучения и обобщения педагогиче­ского опыта имела следующую структуру: обоснование конкретной потребности, которая обусловила педагогический поиск;  описание разработки замысла и путей его реализации в широком целостном контексте жизни; описание системы педагогических условий в их последовательности и взаимообусловленности; административно-территориальное положение школы; характеристика педагогических кадров; характеристика учебно-материальной базы; организационно-педагогическая структура и режим деятельности школы; описание методики развития детского словесного творчества; основные принципы педагогической деятельности; анализ тем и жанров в творческих заданиях;  результаты опытной работы; описание обнаруженных трудностей; выделение групп потребностей, удовлетворяемых опытом, раскрытие пределов применимости опыта; описание допущенных ошибок в процессе его становления, условий, при которых его применение нежелательно; осмысление вопросов, не получивших в опыте достаточного решения. По итогам изучения и обобщения педагогиче­ского опыта были сделаны выводы: все испытуемые приобрели устойчивую положительную мотивацию к словесному творчеству; большинство детей стали постоянными читателями художественной литературы, в том числе стихотворений; значительно вырос уровень творческих работ; сложился крепкий детский коллектив; возникли индивидуально-личностные взаимоотношения между детьми и педагогами. Подтвер­дилась эффективность педагогической среды, творче­ского диалога и клубных форм совместной деятельности как основных педагогических условий развития детского словесного творчества.
В целях взаимопроверки результатов исследо­ва­ния использовался метод экспертных оценок. На основе рекомендаций А.Анастази, В.П.Беспалько, Н.Н.Китаева, В.С.Черепанова и др. были разработаны укрупнённая блок-схема алгоритма педагогической экспертизы, критерии оценки детских произведений, уровни сло­весно-творческого развития детей. Для построения системы критериев оценки продуктов детского словес­ного творчества были обобщены описан­ные в первой главе характеристики творческих качеств и выявлены среди них стержневые: фантазия; искрен­ность; владе­ние словом; чувство юмора и/или лиризма;  содержа­тельность (значимость содержания для автора). Измерение степени успешности словесно-творческого развития ребёнка проводилось путём сопоставления его произведений, созданных им на  разных этапах. На основе методики шкалирования Я.Скалковой, все детские работы были разделены на три возрастных этапа: 1 этап - 6-9 лет; 2 этап - 9-12 лет; 3 этап - 12-14 лет. Требовалось оценить начальный и итоговый уровни словесно-творческого развития детей по четырёхстепенной шкале. На основании выделенных критериев и параметров были определены характеристики четырёх уровней словесно-творческого развития детей: низкий, средний, высокий, очень высокий. Разницей начального и итогового уровней определялся уровень динамики развития детского словесного творчества. Затем на основе специально разработанных критериев были отобраны десять экспер­тов, которым были предложены творческие работы двадцати четырёх испытуемых - учеников школы “Солнечный сад”, занимавшихся словесным творчеством в течение семи лет на основе исследуемых педагогиче­ских условий. Экспер­тами выявлено, что четверо детей, совершили скачок с низкого на высокий уро­вень; девять - со среднего на очень высокий; одинна­дцать перешли со среднего на высокий уровень. Таким образом, 13 детей имеют ярко выражен­ную динамику  словесно-творческого развития и 11 - устой­чиво положительную; динамика и направленность детского словесного творчества устойчиво сохранилась в подростковом возрасте.
С целью уточнения результатов эмпирического ис­следования было предпринято  лонгитюдное исследо­вание двадцати четырёх детей (в текст диссертации включены один полный лонгитюд, два полных лонгитюда вынесены в приложения), технология которого разрабо­тана Б.Г.Ананьевым, М.Я.Басовым, А.Ф.Лазурским, Н.С.Лейтесом и Б.М.Тепловым. В ходе лонгитюдного исследования применялись частные методы: наблюдение, изучение документации, изучение продуктов детского творчества, беседа, интервью, составление психолого-педагогических характеристик. В результате выявлены следующие факторы, определяющие успешное словесно-творческое развитие детей: тесный контакт педагогов с родителями и учителями ребёнка; активная клубная совместная деятельность (походы, игры, спектакли, выставки, конкурсы и т.п.), индивидуализация  приёмов словесно-творческого диалога (переписка, совместная тетрадь, обмен пословицами, сказками, афоризмами и т.п.). Возрастная смена интересов обусловливает смену жанров: от сказок и небылиц в младшем школьном возрасте к репортажам и очеркам - в подростковом. Лонгитюдное исследование подтвердило стабильное положительное влияние созданных педагогических условий на развитие детского словесного творчества обследованных детей. 
Таким образом, на теоретическом и эмпирическом уровнях основная гипотеза нашего исследования подтвердилась. 
В заключении работы подводятся итоги работы, которые состоят в следующих положениях:

  1. Основными педагогическими условиями, обеспечи­вающими успешное развитие детского словесного творчества, являются специально созданная педагоги­ческая среда, творческий диалог, клубные формы деятельности.

Организатором педагогической среды выступает специально подготовленный педагог, ориентированный на самосовершенствование личностных качеств, филологической и психологической  квалификации, осознавший сущность творческого процесса,   особенности детского словесного творчества и способный творчески работать в различных литературных жанрах.
Творческие задания, предлагаемые педагогом, воспринимаются детьми положительно и выполняются  активно, если педагога и детей объединяет общая клубная деятельность.
Для каждого ребёнка необходимо найти индивидуальный приём творческого диалога.
На основе теоретического и эмпирического изуче­ния проблемы исследования разработана модель разви­тия детского словесного творчества в сфере дополни­тельного образования для детей младшего школьного и подросткового возраста. В модели определены цели, задачи, содержание, принципы и педагогические условия развития детского словесного творчества.
Диссертационное исследование позволило убе­диться в актуальности проблемы, практической эффек­тивности выявленных педагогических условий развития детского словесного творчества, их долговременной результативности.
Основные положения диссертации отражены в сле­дующих публикациях автора:

  1. Что такое “Солнечный сад”? // Та сторона. - 1995. - №8. - С.46-48.
  2. Письменный диалог взрослого и ребёнка // Психолого-педагогические проблемы системы образова­ния: Тез. докл. междунар. науч.-метод. конф. (16-18 апр. 1998 г.) / Под ред. В.Н.Пугача. - Ижевск: ИжГТУ, 1998. - С.216.
  3. Опыт педагогической деятельности при разви­тии словесного творчества у младших школьников // ХХIХ науч. конф. профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студен­тов Калининградского гос. ун-та: Тез. докл.: В 7 ч. - Калининград: КГУ, 1998. - Ч. 4. - С.40.
  4. Описание чуда // Три ключа: Педагогический вестник. Вып. второй. - СПб.: Изд-во “Петроград­ский и К”, 1998.  - С.148.
  5. Использование сценариев-импровизаций в раз­витии словесного творчества у младших школьников // Технологические аспекты развивающего обучения: Сб. ст. / Ред.-сост. М.В.Гончар. - Калининград, 1998. - С.125.