Витторино да Фельтре (1378 – 1446) - итальянский педагог, один из первых осуществивший попытку организации воспитания на гуманистических началах.  В 1423-24 основал среднюю школу «Дом радости» (“Casa  Giocosa”) при дворе герцога Гонзага в Мантуе, где осуществил на практике гуманистические идеи Возрождения в области воспитания и прославился как pater omnis humanifatus («отец всякой гуманности»).
      В «Доме радости» наряду с детьми маркиза обучались наследники других знатных фамилий, а также дети горожан Мантуи, а позднее дети из других городов Италии, Греции, Франции, Германии. Выходцы из богатых семей обучались за плату, бедняки – бесплатно.
      По представлениям Витторино да Фельтре, целью педагогического процесса является выработка «гуманистической личности», т. е. высоконравственного, всесторонне развитого человека, который воплощал бы в себе гуманистические идеалы. В соответствии с основной целью в школе изучались классические языки и литература (главные предметы), математика, астрономия, естествознание.     Педагогическая программа итальянского педагога включала в себя физические упражнения для телесного развития; пение, танец и музыку в целом для формирования художественного восприятия, а также строгое религиозно-этическое воспитание. Особое внимание уделялось изучению классиков античной литературы и философии,- при этом учитывались также индивидуальные особенности учеников. В школе учились и девушки, - правда, только из семейства Гонзага.
      В качестве основных средств воспитания применялись ласка, увещевание, убеждение, пробуждение интереса. Карательные меры запрещались. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности.   Взаимоотношения учителя с учащимися строились на основе индивидуального подхода к детям, взаимного уважения. Школа была расположена в прекрасном дворце, на лоне природы. В помещениях дворца, специально переоборудованных для нужд школы, было много света и воздуха.
      Школа Витторино да Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Педагогических сочинений не оставил. Его деятельность известна по воспоминаниям учеников.