Мишель Монтень (1533 – 1592) - французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», которым он посвятил долгие годы размышлений, анализа жизни человека вообще и самого себя в рамках образовательно-воспитательной традиции Франции позднего средневековья.

 


В «Опытах» Монтень поднимает актуальные и поныне психолого-педагогические проблемы - как воспитать человека свободного, умного, духовно богатого и полезного для общества, с чувством собственного достоинства и глубокого уважения к людям. Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, философ высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Развивая в книге «Опыты» идеи Ф.Рабле, Мишель Монтень отмечал, что воспитание способствует становлению всех сторон личности в том случае, если теоретическое образование дополняется физическими упражнениями, формированием эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. 
По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребёнка не специалиста-священника, юриста или доктора, но, прежде всего, человека вообще, с развитым умом, твёрдой волей и благородным характером, который умел бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его долю несчастья. 
Особое внимание М. Монтень уделял вопросу о нравственном облике наставника. По его мнению, это должен быть человек скорее с хорошей, чем с туго набитой головой. «Добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености; и нужно также, чтобы, отправляя свои обязанности, он применил новый способ обучения».
Монтень пошел дальше своих предшественников, когда, обращаясь к идее самостоятельности учащихся в приобщении знаний и формировании нравственных убеждений, утверждал: «...Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние... Пусть учитель изложит ему, чем отличаются... учения друг от друга; ученик же, если это будет по силам, пусть сделает выбор самостоятельно, или, по крайней мере, останется при сомнении. Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности». 
Монтень также, как и другие гуманисты эпохи Возрождения, имел в виду, прежде всего, школу для дворян. Судьба крепостных их особенно не волновала. Их гуманизм был классово ограниченным. Но даже он вызвал страх у феодалов. Людовик XIV запретил печатание "Опытов", а Папа их проклял. Однако борьба со средневековой феодальной идеологией положила начало не только буржуазному гуманизму, но и дала толчок зарождению гуманистических идей, нашедших свое воплощение в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы.
«Опыты» Монтеня оказали самое благодетельное влияние на всю позднейшую педагогику. Отголоски идей Монтеня можно найти и в педагогических трактатах Амоса Коменского и Локка, и в «Эмиле» Руссо, и даже в знаменитой статье Пирогова «Вопросы жизни и смерти».