Ян Амос  Коменский (1592 – 1670) - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, изобретатель классно-урочной системы. 

 

      В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке, в 1633-38 гг. он переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna).  В книге «Великая дидактика» им были заложены новые подходы к образованию, основанные на идее всемогущества просвещения и его способности преобразовать мир. Я. А. Коменский обосновал принципы, цели и общее назначение образования: 

     Принцип социальной полезности образования. Идея школы как «мастерской людей», конвейерная технология классно-урочной системы и многие другие знаменитые компоненты «Великой дидактики» по сей день служат реализации принципа социальной полезности образования.

    Принцип социального равенства и справедливости в образовательной политике. По сути, Коменский утверждает новые социальные ценности в образовании, говоря о том, что доступ к грамоте и наукам должны иметь все – без различия пола, национальности, сословия, достатка.
    Новая иерархия, целей образования. Приоритет имеет разум, что соотносится с новоевропейским утверждением человек ческой субъективности. Приоритет разума постоянно подкрепляется наставлениями педагогам: побуждать детей к собственным размышлениям, поискам. На втором месте уверенно стоит «господство над тварями и людьми» (гл. IV). Это новое западное мироощущение, с которым открывались материки, завоевывались страны и народы, делались научные открытия и технические изобретения. Лишь третье место отведено отношению между Богом и человеком, причем задача ставится весьма либерально: «стать радостью своего Творца».
    Принцип универсальности знаний: «исчерпать всю энциклопедию наук» (гл. XXX). Это важнейший сдвиг в образовательных ценностях. До Коменского господствовал традиционализм, когда содержание образования почти целиком наполнялось набором авторитетных текстов, будь то Гомер, Гесиод, Библия и т. д. Идея передачи всей полноты человеческого знания новым поколениям вне зависимости от авторитетных текстов является заслугой Коменского. Это делалось осознанно для того, чтобы «знания всех обо всем» были одинаковыми для высокой цели всеобщего улучшения человечества.
    Ориентация на человеческий род, а не на благо отдельного государства. К настоящему времени человечество только созревает для принятия альтернативного варианта – глобальной этики.
    Я.А. Коменский является основоположником целостной теории педагогического процесса, переработавшим и теоретически переосмыслившим все наследие педагогической мысли предшествующих столетий. Цель и назначение воспитательного процесса вытекают у Коменского из общего предназначения человеческой личности, смысла человеческой жизни, которая, согласно его представлениям, заключается в постоянном вечном духовном и интеллектуальном совершенствовании. Поэтому цель воспитания – сделать человека, во-первых, знающим все вещи (научное образование), обучить его владению всеми вещами и прежде всего самим собой (нравственное воспитание), и имеющим здоровье (физическое воспитание).

 

    Весь школьный процесс, по Коменскому, распадается на 41 последовательных элемента, каждому из которых соответствует определенная школьная ступень. Первую он называет материнской школой – обучение в ней продолжается до 6 лет и по сути представляет собой современные детские сады. Главная задача школы первой ступени заключается в заботе о здоровье, интеллектуальном развитии ребенка. Уже с трех лет необходимо начинать обучение таким предметам, как: физика, астрономия, география, история, экономика, политика, риторика, поэтика. При этом Коменский разработал оригинальную методику развития речи ребенка в это время. Особое значение уделялось периоду 5 и 6 годам, когда должно начинаться нравственное воспитание. Вторая ступень образовательного процесса – элементарная школа (с 6 до12 лет) и соответствует периоду отрочества. Обучение должно вестись исключительно на родном языке и должно быть ориентированным на чтение, письмо, счет, пение, знание наизусть псалмов, божественных историй, церковных песнопений, усвоение нравственных, политических и экономических правил, ремесло. Для школы этой ступени Коменский составил учебники с достаточно романтическими названиями – «Букет фиалок», «Розовый сад», «Душистый бальзам». Третья ступень – латинская школа, которая охватывает возраст от 12 до 18 лет. Обучение в ней во многом схоже с гимназическим образованием того времени: предметный курс охватывает традиционный цикл 7 свободных искусств – физику, географию, историю и др.
С 18 лет начиналось обучение в академии – высшей ступени всего образовательного процесса, предусмотренного Коменским (18 – 24 года), которая в принципиальных основаниях являлась аналогом по отношению к университетам того времени. Академия должна была иметь три факультета – богословский, медицинский и юридический, на которых основным методом обучения было бы собеседование.
     В целом значение педагогических воззрений Коменского в истории развития педагогической науки чрезвычайно велико: обозначенные им принципы воспитательного процесса, разработка классно-урочной системы, обоснование идеи последовательно многоступенчатой системы народного просвещения – все это в той или иной степени нашло свое реальное воплощение в педагогической практике многих стран современной эпохи.
    В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
    Я.А. Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.