Джон Локк (1632 – 1704) - выдающийся английский философ и педагог, представитель эмпиризма и либерализма; широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения.

    Свои педагогические идеи Д. Локк изложил в сочинениях «Мысли о воспитании» (1693 г.), «Мысли о том, что читать джентльмену» (1703 г.), «Об управлении разумом», опубликованном посмертно в 1706 г. В этих трудах была обоснована главная цель воспитания – формирование делового человека, джентльмена – представителя высших торгово-промышленных кругов и «нового дворянства», связанного с товарным производством.

 

    Собрание портретов Дж.Локка из Национальной портретной галереи Лондона

    Локк считал, что для того, чтобы человек счастливо и разумно жил в условиях свободы, не ущемляя свободу других, его нужно готовить к этому с раннего детства. Подготовка эта включает воспитание и обучение, принципиально различающиеся по педагогическому подходу. 

     В процессе воспитания для свободы вначале нет места, т. к. ребенок не умеет ею пользоваться. Поэтому страх, безусловный авторитет, тренинг поведенческих привычек являются вполне оправданными воспитательными средствами. Свободу действий и партнерское не авторитарное отношение со стороны взрослых человек получает только тогда, когда моральные принципы («естественный закон разума») уже стали частью его личности. 
    Совершенно иначе Дж. Локк трактует процесс обучения. Он устанавливает почти полное царство свободы для ребенка. Детская любознательность постоянно требует пищи, поэтому главная задача учителя состоит в том, чтобы правильно подбирать и предлагать увлекательные знания и интересные задачи, причем не принудительно, а в качестве лучшего из развлечений. При этом всячески стимулируется творческое воображение и способность самого ребенка.
     В процессе воспитания должно быть обеспечено физическое, нравственное и умственное развитие молодых людей. Считая ведущим принципом воспитания полезность, Д. Локк трактовал ее достаточно широко. Так, забота о физическом развитии и укреплении здоровья детей рассматривалась им как предпосылка общего развития личности. Практическая направленность обучения подчинялась задачам нравственного воспитания.

      Образование рассматривалось как средство развития таких важнейших качеств личности, как стремление быть полезным своей стране и сочетать желание личного успеха с аналогичным желанием других людей. Д. Локк наметил и содержание реального образования, которое должно включать в себя изучение естественно-научных дисциплин, наряду с которыми также предусматривалось изучение истории, права, этики и других учебных предметов, «требующихся для промышленности и торговли». Он отстаивал «мягкие методы» обучения, опирающиеся на естественные интересы и положительные эмоции детей. Регулятором поведения, по Д. Локку, должен служить здравый смысл, обеспечивающий господство разума над чувствами. В самоограничении он видел условие разумного поведения и управления собой. Сфера знаний, культуры, языков является для ребенка чудесной страной самореализации, самоутверждения и интеллектуальных удовольствий. Такая связь прочно закрепляется, поэтому после обретения желанной социальной свободы человек оказывается избавленным от опасности подчинения страстям, т.к. он уже приобщен к разуму в старом почтенном смысле этого слова. Таков, собственно, по мнению Дж. Локка, идеал английского джентльмена.
     Философско-педагогические и социально-политические идеи Д. Локка оказали мощное воздействие на дальнейшее развитие европейской философско-педагогической мысли. Они нашли отражение в педагогических взглядах и деятельности таких просветителей XVIII в., как И.И. Бецкой, М.В. Ломоносов, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеции, И.И. Новиков, И.Г. Песталоцци и др.