Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) – швейцарский педагог-гуманист, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во многих странах мира.

 

      Главной причиной выбора И.Г. Песталоцци педагогической профессии, по-видимому, было его увлечение идеями Я.А. Коменского, немецких и французских просветителей XVIII в., прежде всего идеями Ж.-Ж. Руссо и озабоченность судьбами простого народа, жившего в темноте и невежестве. Под влиянием идей просветителей он посвятил свою жизнь поискам путей улучшения положения народа, возлагая главные надежды на новую организацию народной школы, которая должна была бы давать детям общее образование, трудовую подготовку, обеспечивая единство развития умственных, физических и нравственных сил ребенка.

 

     Свои педагогические идеи И.Г. Песталоцци старался проверять в деятельности основанных им самим воспитательно-образовательных учреждений. Первым из них стало Учреждение для бедных, открытое им в своем маленьком имении Нейгоф, близ Цюриха (1774 – 1780 гг.), где он в организованном им приюте для детей 7 – 14 лет попытался реализовать свой идеал народной школы. Свою педагогическую деятельность И.Г. Песталоцци продолжил в горном местечке Станце, где по поручению правительства Швейцарской республики некоторое время руководил приютом для детей-сирот от 5 до 10 лет (1798 – 1799 гг.). Выводы и наблюдения из своей практической работы в Нейгофе и Станце были им изложены в таких сочинениях, как «Письма г-на Песталоцци к г-ну Н.Э. Ч. о воспитании бедной сельской молодежи» (1777 г.), «Лингард и Гертруда» (1781 – 1787 гг.), «Письмо другу о пребывании в Станце» (1799 г.).
     И.Г. Песталоцци полагал, что занятия трудом соответствуют естественному стремлению детей к деятельности. Но сам по себе труд в воспитательном отношении нейтрален: первостепенное значение имеет его педагогическая целесообразность и личность педагога. В отличие от Нейгофа трудовая деятельность и обучение детей в Станце осуществлялись раздельно. Опираясь на собственный опыт, И.Г. Песталоцци пришел к мысли, что успешное развитие природных сил детей требует максимального упрощения методов обучения в начальной школе. Так у него зародились идеи о поэлементном первоначальном обучении как способе развития личности воспитанника. Эти идеи разрабатывались им в последующие годы, когда он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800 – 1804 гг.) и Ивердоне (1805 – 1825 гг.), представлявшими собой школы-интернаты, на базе которых функционировали семинары по подготовке учителей. За эти годы мысли И.Г. Песталоцци о первоначальном образовании были обобщены в целостную концепцию, которую он характеризовал как «метод». Сущность его была изложена в сочинениях И.Г. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.), «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода» (1802 г.), «Что дает метод уму и сердцу» (1805 г.), «Лебединая песня» (1826 г.) и др.

 


     Под «методом» И.Г. Песталоцци понимал такую организацию первоначального обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей должны выделяться простейшие элементы, усвоение которых позволяет непрерывно продвигаться от одной ступени к другой. В итоге должно достигаться развитие всех способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста.
     Истинным развитием И.Г. Песталоцци считал природосообразное развитие, которое «…по самой своей сути вызывает стремление к совершенству, стремление к совершенствованию человеческих сил». Основные силы человеческой природы развиваются, по мнению педагога, только посредством упражнения. Развитие в его теории носит действенный характер. «Человек сам природосообразно развивает основы своей нравственной жизни - любовь и веру, если только он проявляет их на деле. Человек сам природосообразно развивает основы своих умственных сил, своего мышления, лишь через самый акт мышления. Точно также он природосообразно развивает внешние основы своих способностей к мастерству и профессии, свои внешние чувства, органы и члены, лишь практически их упражняя». Таким образом, И.Г. Песталоцци определяет задачу элементарного образования – «…оказать ходу природы в развитии и формировании наших задатков и сил такое содействие, какое способны оказать ему разумная любовь, развитой ум и хорошо развитые технические склонности».
     И.Г. Песталоцци сделал многое в разработке проблемы наглядности обучения. Он стремился связать чувственное восприятие с развитием познавательных способностей детей, научить их формулировать понятия и последовательно излагать свои мысли. Опираясь на свои идеи развивающего и поэлементного обучения, И.Г. Песталоцци положил начало разработке частных методик начального обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии. Идеи И.Г. Песталоцци получили дальнейшее развитие в творчестве таких выдающихся педагогов, как И.Ф. Гербарт (1776 – 1841 гг.) и Ф.А.В. Дистервег (1790 – 1866 гг.) в Германии и К.Д. Ушинский (1824 – 1870 гг.) в России.