Мария Монтессори (1870 – 1952) - первая в Италии женщина - доктор медицины, выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист. Она создала уникальную педагогическую систему, в которой дети с любыми возможностями без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что превосходили в развитии сверстников из обычных детских учреждений. 

 

 

       

 

      В 1896 году М.Монтессори организовала в Риме первую школу для коррекции поведения, созданную на базе приюта для умственно отсталых детей. М.Монтессори строила свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях; она утверждала, что каждый ребёнок развивается по своему личному, природному, абсолютно индивидуальному «плану творения» и его развитие зависит от среды, в которой находится. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития. Основной принцип М.Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». 

       В римской школе она разработала дидактические развивающие материалы, названные впоследствии «золотой материал» Монтессори. Работая с Монтессори-материалом, ребёнок упорядочивает свои знания об окружающем мире, приобретает собственный опыт, учится понимать природу и окружающий мир, проявляет возможности собственного развития, освобождает свои внутренние силы, постепенно, шаг за шагом становится независимым от взрослых. 
Результаты ее работы привели в смятение педагогическую общественность, когда после своеобразного тестирования выяснилось, что умственно отсталые учащиеся на голову превзошли своих сверстников из обычных школ. Этот факт стал поворотным в ее жизни. М. Монтессори увлекается педагогической антропологией и естественным развитием. «Необходимо, чтобы школа допускала свободные естественные проявления в ребенке, – писала она, – это ее главнейшая реформа». И далее: «Основным стержнем научной педагогии должна быть такая свобода школьников, которая давала бы возможность развитию непосредственных индивидуальных проявлений ребенка». Монтессори старалась доказать, что свобода ставит человечество на единственно прочный путь к порядку и закону и что необходимость в школьной дисциплине возникла на недоверии к той свободе, которая так необходима для детей. В чем же, по мнению Монтессори, состоит свобода? Свободу дают, прежде всего, самостоятельность и независимость. Новорожденный ребенок, считала она, не умеющий еще ходить, одеваться, мыться, ясно говорить – раб всякого. К трем годам он во многих отношениях уже может стать свободным и независимым.
     16 января 1907г. в Сан-Лоренцо открылась школа по ее методу для нормально развивающихся детей под названием «Casa dei Bambini» - Дом ребенка. Спустя два года М. Монтессори прославилась на весь мир, превратив педагогические начинания в Доме ребенка в масштабную экспериментальную площадку. 


     Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека. Она обратила внимание, что у ребенка от 0 до 6 лет есть так называемые сензитивные периоды - промежутки времени, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Ребёнок, по ее мнению,  обладает особой формой разума – «впитывающим мышлением», получает знания о мире просто абсорбируя их своей жизнью, он находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Задача взрослого - не вмешиваться в природу ребёнка, а побуждать его к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию, создавать условия для «впитывания» окружающего мира. «Auto-educazione» – «самовоспитание» и «саморазвитие» – альфа и омега педагогической системы Монтессори. Для нее ребенок – это целостная личность, представляющая единство телесного и духовного. Он – активное существо, обладающее очень интенсивной мотивацией к своему саморазвитию. И чтобы подчеркнуть значимость единства духовного и физического в развитии целостной личности ребенка, Монтессори выделяла две стадии в его развитии и дала им подробную характеристику. В процессе взаимодействия ребенка с окружением у него формируются различные модели поведения и он постепенно развивается в целостную личность. Таким образом, личность формируется не только под влиянием внешнего окружения, но и благодаря той «психической жизни», заложенной в ребенке до его рождения, утверждала Монтессори. А так как духовное развитие ребенка теснейшим образом связано с его физическим развитием, то она постоянно подчеркивала значение органов чувств, работу рук и их участие в духовном развитии, роль движений для развития интеллекта и морали, нравственности. 
      Монтессори считала, что для развития целостной личности ребенка необходимо достигать состояния гармонии, т. е. все аспекты детского образования должны быть сбалансированы или, как говорил Пиаже, быть в состоянии равновесия. Ни один из них не должен развиваться за счет остальных, например, интеллектуальное развитие не должно развиваться в ущерб социальному или физическому совершенству ребенка. Она использовала понятие «биологический», включая в его содержание и одновременно подчеркивая важность всех сторон развития ребенка – физического, психического и духовного.
     М. Монтессори считала слишком эгоистической и узкой идею воспитания и развития ребенка во имя самого ребенка, об истинной цели воспитания она говорит: «Если мы наделены духовным богатством, тонким эстетическим сознанием, то все это не для нас одних, но для того чтобы наш талант стал частью универсальной духовной экономии и нашел бы применение на пользу всем». Воспитание для достижения человечеством мировой гармонии — вот истинное предназначение воспитания».

      Система М.Монтессори – одна из популярных педагогических систем в мире. Многие детские сады, развивающие центры и школы работают по этой системе. В России Монтессори-детские сады  действуют уже более чем в 60 регионах. Тысячи педагогов и родителей признают систему Монтессори необычайно эффективной.