Януш Корчак (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит; 1878- 1942) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

 

     Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе - «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога. Янушу Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них - «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

 

 

      Он осуждал линию поведения многих родителей и педагогов по отношению к детям: надзирать, критиковать, не разрешать, назидать, словом, «стоять на страже интересов ребенка», ибо сам он «не знает», сколько ему есть и пить, гулять и спать, играть. Часто в общении с детьми, замечал Корчак, родители и педагоги боятся доброты, считая, что от дружеского обращения ребята наглеют и отвечают недисциплинированностью. Нет, утверждал он, ребенок — существо разумное, хорошо знает потребности и трудности своей жизни, а детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека, когда ему нужны от взрослых тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Корчак  призывал: уважайте незнание ребенка, его текущий час и сегодняшнюю жизнь, его развитие, чувства. И нужно обязательно изучать ребенка! Но изучать, как отличающуюся, а не как более слабую и бедную психическую организацию. «Нет детей — есть люди», — говорил Корчак, разъясняя сущность своей педагогики доброты.
      Свое воплощение педагогика Я.Корчака получила в его «Доме сирот», впоследствии в «Нашем доме». Здесь он, прежде всего, наблюдает, анализирует поведение групп детей и отдельного ребенка в разных местах и ситуациях, а затем следует диагностика и конкретная воспитательная деятельность. В своих книгах Корчак дал убедительные примеры эффективности таких наблюдений, сбора различной документации, статистических материалов, медицинских показаний и др. «Кто фиксирует факты, тот получает материал для объективной дискуссии, не идущей на поводу у эмоций», — писал он. Формализм? Как посмотреть. Архив сиротского приюта «Наш дом» (50 детей) за 7 лет работы насчитывал: 195 тетрадей, 41 тетрадь протоколов, 227 заседаний Совета самоуправления, множество материалов детского суда, 14000 благодарностей, свыше 100 тетрадей с разными описаниями, рассказами, воспоминаниями детей, сотни рисунков, диаграмм и т.д. Целая история активной самодеятельности детей, огромная память, пласты воспитания. Корчак очень верил накопленному материалу, считал его необходимым. По своим 34 блокнотам заметок о спящих детях он собирался написать книгу о ночи в сиротском приюте и вообще о сне детей.
     В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.
     Самоуправление и самовоспитаниедетей подкреплялись в «Доме» интересными средствами и находками. «Доска объявлений» с извещениями, предупреждениями, просьбами и отчетами. «Почтовый ящик» для переписки воспитанников с педагогами и друг с другом. «Детский суд», который заставлял детей задумываться, самокритично относиться к себе лучше понимать товарищей, создавал и поддерживал определенные нормы поведения. У суда был свой «Кодекс», продуманная процедура ведения дел, дети могли жаловаться не только друг на друга, но и на воспитательный персонал. И хотя, как правило, «трибунал» выносил только два приговора — «Оправдать» или «Простить», впечатления от него оставались глубокими. Свои задачи выполнял Совет самоуправления и детский Сейм. И везде присутствовало главное: правила поведения детей должны соответствовать их нравственному сознанию, быть принятыми ими, пережитыми через призму детской справедливости. Перечисленное не исчерпывает творчества Корчака в организации разносторонней деятельности детей. Они сами ему многое подсказывали, он, как и другие выдающиеся педагоги, шел за ними, учился у них, а, главное, преданно любил их.


     Я. Корчак — национальный герой Польши. После захвата Варшавы гитлеровцами в 1939 г. «Дом» отчаянными усилиями его руководителя продержался еще три года. В 1942 г. фашисты начали акцию по уничтожению всех евреев города, угроза нависла и над детьми «Дома», и К., имея возможность спасти свою жизнь, решил оставаться с ними до конца. Он и его ближайшая помощница Стефания Вильчинская вместе с 200 детьми погибли в газовых печах Треблинки. Последнюю запись в своем дневнике Я. Корчак сделал 4 августа 1942: «Что вы собираетесь делать после войны?» — спрашивали его друзья. – «Как что?» – удивлялся Я. Корчак – «Организую детский дом для немецких сирот».
     Ныне идеи Я. Корчака применяются в школах и других воспитательных учреждениях многих стран, в том числе и в России. Его замечательные книги о детях и для детей не устаревают, издаются большими тиражами на разных языках.

                                             Работы Ицхака Бельфера, воспитанника Я.Корчака.