Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт;  художник, историк, организатор науки, просветитель,  открывший  новую страницу в истории России.

В ряду великих сынов Отечества Ломоносов занимает особое место: титан мысли и духа, академик из «архангельских мужиков», великий труженик и любимец муз, яркая многогранная личность – настоящий пассионарий, всю жизнь посвятивший служению науке и своему народу.

Корни его – в Поморье, которое щедро одарило Ломоносова всем, чем богат этот северный край, сформировало и закалило его. И внешностью он был вылитый богатырь, и духом крепок и могуч. Правда, этим он был схож с большинством своих земляков. От всех его отличало одно – беспримерная, не виданная никем вокруг и потому непонятная даже родным тяга к знаниям. Так давал о себе знать скрытый пока в юноше мощный интеллект, сопряжённый с редким талантом. И, например, северное сияние – привычное для поморов зрелище – у Ломоносова становилось предметом поэтического вдохновения и научного объяснения.

Жажда знаний стала судьбоносной силой, подчинившей себе, или, вернее, сформировавшей всю жизнь Ломоносова. Она заставила его бросить дом и пешком, с рыбным обозом, отправиться в Москву – учиться! Пришлось назваться сыном священника, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию – самое серьёзное в то время учебное заведение. Двадцатилетний Михайло сел за одну парту с подростками, быстро и успешно овладевая школьной премудростью. Жить приходилось на три копейки в день, не говоря уже о насмешках со стороны мальчишек, но разве это могло остановить холмогорского рыбака, семимильными шагами проходящего свой путь в науку?

Личный вектор Ломоносова – тяга к знаниям – совпал со стремлением российского государства к эффективному освоению своих богатейших недр. Остро нужны были специалисты в горном деле, и Сенат выделил значительную сумму для обучения в Германии трёх лучших студентов, среди которых Ломоносов явно выделялся незаурядными способностями.   В этой долгосрочной заграничной командировке-стажировке феномен Ломоносова ярко проявился в своей широте и многогранности – и недюжинные научные способности, заслужившие похвалу европейских знаменитостей, и яркий поэтический дар, повлиявший на развитие русской поэзии, и цельный, «неудобный» характер, не раз осложнявший ему жизнь и впоследствии.
Как сказал Пушкин, «Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей». Эта жажда вела Ломоносова всю жизнь, не давая ему сбиться с раз и навсегда избранного пути. Путь в Академию был тернист, помех было больше, чем помощи, недругов – больше, чем друзей, но никакие препятствия не могли устоять перед таким мощным научным даром и всепобеждающей волей Ломоносова.

Всё, что делал Ломоносов, было направлено к одной великой цели – развитию науки на благо Отечества. Вот как он сам об этом говорил: «Я положил твёрдое и непоколебимое намерение, чтобы за благополучие наук в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия».  В этом признании раскрывается ещё одна сторона феномена Ломоносова – государственный подход к делу. Ломоносов-учёный не просто развивает широкий круг областей знания (химия, физика, геология, история, филология и т.д.), но и шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком (чтение лекций и публикация трудов на русском языке, перевод иностранной научной литературы, редактирование научных журналов, создание химической лаборатории и стекольного завода) возводит здание науки как нового для тогдашней России института. Фундамент здания Ломоносов делал прочно, на века: это – неразрывная связь теории, эксперимента и приложений, фундаментального и прикладного знания.


Отличительными признаками его учения о воспитании и образовании молодежи явились народность, демократизм, гуманизм. Педагогические идеи ученого нашли яркое отражение в его «Проекте регламента московских гимназий» и «Проекте регламента академических гимназий». В них изложены мысли об организации школьного дела, о задачах, формах и методах воспитания и образования, о роли личности учителя.

Природные способности детей М.В. Ломоносов считал основой и источником их развития. Поэтому он был сторонником индивидуального подхода к детям и рекомендовал педагогам строить обучение с учетом их склонностей. Ломоносов полагал воспитание главным фактором развития человека. Недаром он писал: «молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются», – и считал, что гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Критическое осмысление многих западноевропейских воспитательно-образовательных теорий позволило Ломоносову сформулировать собственную систему взглядов на воспитание.

Целью воспитания он считал формирование человека-патриота, стержневым качеством которого, по его мнению, должны быть высокая нравственность, любовь к науке, трудолюбие и бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке. Исходя из принципов гуманизма и народности, он высоко ценил общечеловеческую нравственность, призывал воспитывать в молодых людях «мудрость, благочестие, воздержание, чистоту, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, простосердечие, постоянство, дружелюбие, послушание и скромность». Говоря о ценности и значимости бытия людей, он призывал молодых совершать добрые поступки, ибо через них «заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное по себе имя оставить».

М.В. Ломоносов одним из первых выдвинул идею о воспитательном значении русского языка, доказав бесспорно, что его изучение способствует формированию патриотизма, любви к Родине, уважения к национальной культуре и распространению грамотности. Он также сформулировал мысль о воспитательной силе науки самой по себе. В занятиях наукой Ломоносов видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности. Вот что он писал: «Кто добродетелям путь отверзает? Наука. Кто от пороков удаляет? Наука. Кто рассеянные народы в обществе собрал? Наука. Кто построил грады и сделал людей мудрыми? Наука».

Говоря об учителях, М.В.Ломоносов отмечал, что убеждение и пример являются одним из самых существенных методов воспитания. Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив основы педагогической этики.

Историей Ломоносову была уготована важнейшая культурная миссия – заложить основы российской науки и системы образования, создать первый российский университет. С этой миссией он блестяще справился, став настоящим национальным достоянием.