Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской школы «Жуцзя» Конфуций был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.
       Благодаря Конфуцию Китай в современной человеческой цивилизации предстает как уникальная страна - хранительница древней культуры. По словам известного китаеведа В.М. Алексеева (1881-1951), «конфуцианское учение дало Китаю историческое и культурное сознание... Культура каждого народа индивидуальна... Для китайской культуры характерен культ письменного слова...

       Китайская литература... - это основа всей духовной культуры Китая. По Конфуцию, литература (вэнь) есть высшее выражение высшей мудрости, есть лучшее слово, сообщающее современника с идеей древнейшей абсолютной правды... Книга есть нечто неприкосновенное, священное...».
Он решил посвятить себя педагогической деятельности в возрасте 22 лет  и большую часть жизни он оставался частным учителем и стремился к тому, чтобы образование, которое было привилегией аристократов, стало доступным большинству членов общества. Он обучил более 3 тысяч учеников, 72 из них стали выдающимися личностями... был составителем записок «Весна и осень» и редактором классических книг «Книга истории», «Книга стихов и песен» и «Книга перемен».
      Конфуций не занимался специально разработкой общих вопросов бытия и не задавался вопросом о происхождении мира и человека. Он, прежде всего, известен как автор этико-политического учения, в центре которого стоял человек - член семьи, общества. 
      Конфуций уделял большое внимание просвещению, подчеркивал важность учебы и осмысления накопленных сведений, призывал людей руководствоваться своими знаниями в практической деятельности. Знаменательно, что первая фраза книги записей изречений Конфуция и его ближайших учеников звучит следующим образом: «Учитель сказал: учиться и постоянно упражняться в выученном - не отрадно ли это?» 
      Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие - дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций называл «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества.
      «Благородный» человек, считал он, должен постоянно самоусовершенствоваться, исправлять свои ошибки, соблюдать идеальные правила, или «нормы поведения». Под «нормами поведения» мудрец понимал не просто житейские правила, а принципы «должного», «благопристойного» поведения человека по отношению к другим людям», в которых должны проявляться такие добродетели, как искренность, преданность, скромность, умеренность, уступчивость. 
      Особо Конфуций выделял две добродетели, которыми должен обладать человек, - долг (или справедливость) и гуманность (или человеколюбие). Долг, по его мнению - это внутреннее бескорыстное побуждение человека поступать в каждом данном случае нравственно... Долг регулирует отношения между государем и подданными, предписывает людям, чтобы они не нарушали общественного порядка, не выступали против правителей. Гуманность - это любовь к людям: «Быть в состоянии смотреть на других как на самого себя - вот что можно назвать искусством гуманизма»; «Чего не желаешь себе, не делай и другим», - утверждал он. Это качество в понимании Конфуция, сумма всех добродетелей: «Победить себя и возвратиться к «нормам поведения» - значит стать гуманным человеком». 
      Конфуций и его последователи считали, что в первую очередь надо любить своих родственников, а потом уже всех остальных. Поэтому сыновняя почтительность и братская любовь рассматривались ими как важные стороны понятия гуманности. Дети должны быть послушными и уважать родителей; те, в свою очередь, - любить детей и проявлять по отношению к ним снисходительность; младшие братья обязаны служить старшим. Лишь примерный сын и брат могут быть хорошими подданными. В отношениях между друзьями важны прямота и честность, тогда дружба облагораживает их, помогает приобретать знания и нравственно совершенствоваться. 
      Главные в этико-политическом учении Конфуция принципы «жэнь» (гуманность, человечность) и «ли» (нормы, правила поведения) были самым тесным образом связаны с воспитанием и обучением. В этом кроется основная причина долговечности конфуцианского учения, имеющего 2 500 - летнюю историю. Кроме того, Конфуцию удалось создать многочисленную и влиятельную педагогическую школу, положение которой в древнекитайском обществе почти не зависело от перипетий политической борьбы именно потому, что сердцевиной конфуцианской традиции было учение о нравственном совершенствовании и ценности символического языка культуры. Каковы бы ни были личные пристрастия правителей Китая, никто из них не мог поставить идеологию и политику выше культуры и нравственного воспитания. Попытки отвергнуть наследие Конфуция приводили лишь к быстрому вырождению и краху династии.
       За 2,5 тысячи лет китайцы убедились в том, что в условиях их страны учение Конфуция бессмертно потому, что оно верно.