Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) – русский педагог, основоположник научной педагогики в России. Немалое влияние на выбор К. Д. Ушинского  (выпускника юридического факультета Московского университета) заняться педагогикой оказал профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин.  В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили литература, театр, а также  вопросы распространения грамотности и образованности среди простого народа.  

  

 

        Свою преподавательскую деятельность он начал в 1846 г. в Ярославском Демидовском лицее.  Прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам и установления негласного надзора за ним.  

         В 1849 году Ушинский уходит в отставку и возобновляет свою педагогическую деятельность спустя пять лет.   В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинский поступил на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, находившийся под покровительством императрицы.  Задачей Гатчинского Сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Так, за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так охарактеризовал институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». За пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении К. Д. Ушинскому удалось искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений закрытого типа; ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания. 

       В Гатчинском Сиротском институте К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института, последователя Песталоцци — Егора Осиповича Гугеля, «полное собрание педагогических книг» которого оказало огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы».  В статье он утверждал, что преобразования системы народного просвещения, начавшиеся в России, не могут быть успешными без пробуждения в обществе интереса к воспитанию, без развития педагогической науки и творческой активности педагогов. После огромного общественного успеха его статьи, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).

 

       В 1859 г. К.Д. Ушинского пригласили инспектором классов Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге, где им были предприняты попытки серьезного реформирования учебного плана и методов обучения. В 1860 году он возглавил «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. 

        Практическая и литературно-педагогическая деятельность К.Д. Ушинского оказала огромное воздействие на отечественную общественно-педагогическую мысль XIX в., благодаря демократическим и гуманистическим взглядам на воспитание и образование. В своей статье «Сочинение Пирогова» он писал о необходимости развития гуманности в человеке, человека в человеке. Социальную сущность развития «человека в человеке» он видел в создании условий, необходимых для самоусовершенствования человека как личности, которую в результате воспитания можно бы подготовить к реальной жизни. Особенностью гуманизма К.Д. Ушинского можно считать его тесную связь с идеей народности, которую он развил в основательную систему.

          Глубоко изучив опыт западноевропейского образования, особенно начального, а также зарубежную педагогику, К.Д. Ушинский стремился к тому, чтобы, используя опыт и достижения Запада, Россия искала свой педагогический путь с учетом исторических, национально-народных особенностей собственного развития.  Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека с опорой на традиции отечественной культуры. Всё его педагогическое наследие проникнуто мыслью о создании школы, которая удовлетворяла бы потребности народа. Эти идеи ярко выражены в статьях «О народности в общественном воспитании» (1857 г.), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867 г.), «Общий взгляд на возникновение наших школ» (1870 г.) и др. 

          Основой народности К.Д. Ушинский считал родной язык как продукт многовековой духовной жизни народа, его «первый наставник», который соединяет прошлые поколения с настоящими и будущими в историческое живое слово. Поэтому неудивительно особое внимание К.Д. Ушинского к обучению русскому языку. Наиболее популярной стала его учебная книга «Родное слово» (1864 г.), в которую были включены материалы по природоведению, географии и истории страны. Разработанная им методика начального обучения включает аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который лежит в основе и современной практики начальной школы. Принцип народности в официальной педагогике также выполнял свои основные задачи, направленные на сохранение порядка и смирение народа. Однако, вопреки уваровской триаде «самодержавие, православие и народность», содержание этого принципа у К.Д. Ушинского носило гуманистический характер, связанный, прежде всего, с верой в добрые силы и высокий нравственный потенциал русского народа, а также с любовью к родине. Основой народности он считал историю народа, отраженную в родном языке и литературе, которая у каждого народа преследует свой особенный идеал человека, который отражает в себе характер самого народа и развивается вместе с его развитием. 


    

      Итогом деятельности К.Д. Ушинского стал капитальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868 – 1869 гг.). Воспитание и обучение детей, по его убеждению, должны строиться на основе учета их возрастных, индивидуальных, психических и физиологических особенностей. Следуя принципу развивающего обучения, К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему, раскрыл особенности психических механизмов памяти, внимания, интереса, воображения, воли, эмоций, мышления.