Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) – известный ученый, анатом и врач, основоположник лечебной гимнастики, создатель оригинальной системы физического воспитания, организатор первого в России высшего учебного заведения по физическому воспитанию. Всю свою жизнь он посвятил созданию науки о человеке, раскрывая закономерности формирования его тела, интеллекта и духовно-нравственной сферы.

 

 

 

      Являясь продолжателем идей К.Д.Ушинского, все педагогические явления и теоретические положения он рассматривал с позиций антропологизма. П.Ф. Лесгафт считал, что все науки о человеке должны служить целостному философско-педагогическому знанию о душе, теле, о назначении человека и являются теоретической базой воспитательной практики. Он писал о необходимости знания психофизических и возрастных особенностей ребенка и не только был в курсе всех наук о человеке, но принимал активное участие в применении их к педагогике. Основные идеи П.Ф. Лесгафт изложил в книгах: «Семейное воспитание ребенка и его значение» и «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста». 

       Занимаясь вопросами наследственности, гигиены, физиологии, психологии, П.Ф. Лесгафт вывел взаимосвязь и преемственность физического воспитания с умственным и нравственным формированием личности. Он оригинален и поучителен длянас глубоким пониманием закономерностей жизни и воспитания, силою своих научных педагогических обобщений, своим выводом о том, что общую цель воспитания и образования должны составлять гармоническое всестороннее развитие, деятельность человеческого организма. П.Ф. Лесгафт пытался решить один из важнейших вопросов педагогики – осуществление взаимосвязи, которая существует между образованием, обучением и нравственностью, но главное – подходил к его решению с гуманистических позиций и считал, что по отношению к вопросу о воспитании можно судить о степени развития и нравственных качествах общества. Главными признаками, определяющими эти качества, могут служить, во-первых, степень произвола, проявляемого при воспитании, затем степень распространения в данной среде понятий о личности, а также степень признания этой личности. Таким образом, П.Ф. Лесгафт впервые совершенно конкретно связал эти идеи с педагогической практикой. Он провозгласил идею «гуманной школы» и ввел этот термин в педагогическую науку, показав основные пути гуманизации образования: возбуждение у молодого человека отвлеченного мышления; содействие развитию человека; выработка понятий и мыслей посредством знаний.

     Он с горечью отмечал, что у нас гуманистических школ нет, а есть учреждения для изучения различных предметов по утвержденным программам. Большое значение П.Ф. Лесгафт отводил подготовке поколения к жизни в стенах школы, а одной из важнейших задач гуманистической школы считал ознакомление молодых поколений с научными методами, применяемыми при выяснении истин, выработку у них истин и умений применять их и самостоятельно действовать. Не менее важная цель школы, по мнению П.Ф. Лесгафта, – создание условий для развития ребенка. Говоря о гуманистической школе, он видел ее только народной, готовящей к настоящей жизни и развивающей общечеловеческие качества.