26-28 марта 2002 года. Первые Международные педагогические чтения "Гуманная Педагогика и духовность образовательных пространств"

Первые Международные Чтения по гуманной педагогике состоялись в 2002 году под девизом «Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств».

В Чтениях приняли участие Президент РАО Н.Д. Никандров, академик РАО В.И. Звягинский, член-корреспондент РАО Д.Д. Зуев, педагоги многих стран, расположенных на территории бывшего Советского Союза. Главная идея Первых чтений заключалась в том, что духовность воспитывается только духовностью. 
Сохранение глубинных культурных связей, организация общего культурного пространства для творческого педагогического поиска учителей разных специальностей из разных стран – смысл подобных встреч. И самая главная их цель – нести мысль о том, что духовность воспитывается только духовностью. Чтобы что-то изменилось в школе, учителя должны начать с себя. Такое утверждение не потеряло, а наоборот, приобрело особую остроту в период баталий, разгорающихся вокруг новой концепции образования. Ведь истинная новизна не обретается перестановкой последовательности разделов изучаемых дисциплин. Истинную новизну в воспитание и образование может привнести лишь учитель, сильный духом, с открытым сердцем и богатой душой. Только он найдет возможность донести свет Знания, какими бы ни были официальные установки и директивы.
Чтобы что-то изменилось в школе, учителя должны начать с себя. Итогом встречи стали повсеместно открывающиеся лаборатории и центры гуманной педагогики, многочисленные региональные чтения, объединяющие единомышленников и распространяющие прозвучавшие на московских встречах идеи.

Из доклада Ш.А.Амонашвили на Первых Международных Педагогических чтениях "Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств"

Основу теории гуманно-личностной педагогики составляет совокупность идей, сложившихся в классическом духовно-философском, педагогическом и психологическом наследии, а также в современном творчестве. Способ её постижения извлекается из классических педагогических учений, которые мы определяем как Чашу Мудрости. Чаша эта неподвластна времени и пространству. Общение с классиком, по нашему убеждению, есть диалоге Будущим. Понятие «гуманная педагогика» мы в полной мере относим к педагогической классике, от Квинтилиана до Сухомлинского, но отводим его в сторону от сложившейся авторитарной педагогической мысли и практики, в рамках которой высшие педагогические ценности находят лишь грубо-материалистическое толкование, в связи с чем силовой подход в образовательном пространстве становится нормой.

Понятие «гуманно-личностная педагогика» сложилось в нашем поиске и практике как одна из вариаций на тему гуманной педагогики, которая, как Чаша Мудрости, есть источник для неограниченного количества педагогических систем и подходов. К сожалению, открытий в этой сфере мало, ибо современная педагогическая мысль, в силу инерции, ведёт поиск путей усовершенствования авторитарной педагогики теперь уже с учётом развития технократического мышления и плодов его развития.

Теория гуманно-личностной педагогики, как и классическая педагогика, строится на допущениях, на аксиоматических началах. И по сути своей они те же самые, что и для классики. На вопрос «Что является незыблемым первоисточником для классического педагогического мышления, которым пронизаны все выводы, обоснования и который стремится направить практику?» мы получаем однозначный ответ: духовно-философские учения, возникшие на началах религиозности. В частности, все российские и европейские классики педагогики, все величайшие мыслители строят свои учения и взгляды на основе Учения Христа и христианской философии. По тому же пути развивается педагогическая мысль в других региональных культурах.

В основу гуманно-личностной педагогики кладутся следующие допущения и выводы из них:

-признаётся реальность, действительность Высшего Мира, Высшей Силы, Логоса, Бога, Абсолюта, Творца;

-признаётся бессмертие души человека, её устремлённость к вечному совершенствованию и восхождению;

-земная жизнь принимается как отрезок пути вечного совершенствования и восхождения души человека.

Из этих допущений делаются выводы в отношении сути ребёнка, сути человека:

-каждый ребёнок (человек) есть явление в нашей земной жизни;

-каждый ребёнок есть носитель своего предназначения на Земле, своей миссии;

-в каждом ребёнке заключена неограниченная энергия его духа.

Эти допущения и выводы из них составляют духовно-философскую основу гуманно-личностной педагогики. Их развёрнутое содержание впитывает в себя в качестве источников Святые Писания Основных религий, духовно-философские учения (Бердяев, Соловьёв, Флоренский, Ильин, Рерих, Мамардашвили, Никандров и другие), классические педагогические учения.

Эту общую идею мы именуем четвёртым измерением педагогического мышления, духовным измерением, духовной природой человека. Она является основополагающей для осмысления всех важнейших теоретических и практических аспектов образования.

Наряду с духовной природой, душой, ребёнок есть носитель своей земной природы, откуда мы выделяем ту часть, которая называется психологией. Если судить по тем знаниям о природе ребёнка, которые накоплены психологической наукой, и если считать, что наши выводы соответствуют этим достижениям, то получится, что в ребёнке природа проявляет себя в трёх основных силах, законы движения которых должны составить научную основу образовательного процесса. Этими силами (страстями) являются:

-страсть ребёнка к развитию;

-страсть ребёнка к взрослению;

-страсть ребёнка к свободе.

Данное обобщение сделано нами на основе фундаментальных трудов Пиаже, Выготского, Узнадзе, Рубинштейна, Ананьева, Хачапуридзе, Эльконина, Давыдова, Занкова, Фельдштейна и других.

Общий вывод: Ребёнок есть единое целое со своей духовной и земной природой, в котором духовное начало ведёт земное /…/

А теперь о смысле гуманно-личностного подхода. Такая педагогика ведёт ученика (ищущего Свет) по пути развития и совершенствования своего духовного мира, по пути осознания своего предназначения и понимания суровости долга, по пути умножения добра и любви на Земле. Личностью мыслится тот, кто ищет в себе смысл своей возвышенной души и служит ей преданно.

В качестве цели гуманно-личностного образовательного процесса ставится облик Благородного Человека.

Кое-кому представляется, что внесение в педагогическое сознание постулата духовности, что мы называем четвёртым измерением, придаёт педагогическому мышлению религиозность. Во-первых,  «человек, задумавшийся о смысле жизни, уже религиозен» (А.Эйнштейн). Во-вторых, с таким же успехом мы можем объявить религиозными педагогические учения Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцци, Константина Дмитриевича Ушинского, Василия Александровича Сухомлинского и других классиков, ибо в них ни слова не сказано, что идёт вразрез с Учением Христа, и они ведут нас к той всеобъемлющей Любви, о которой говорится в Новом Завете и всех святых писаниях. В-третьих, в эпоху, когда сама наука всё больше приближается к понятию духа как бессмертной сущности, мы должны набраться смелости расширить своё сознание четвёртой мерностью, что есть понятие духа, духовности, Высшего Мира.

Проблема учителя является самой важной в системе гуманно-личностного педагогического мышления. Учитель создаёт вокруг себя  своё субъективное образовательное поле. Весь  так называемый объективный педагогический процесс в действительности есть  сумма субъективной воли сообщества учителей и воспитателей. Сердцем этого процесса признаётся общение учителя с учениками, воспитателя с воспитанниками. Однако общение не всякого склада, а такое, в котором ученик (воспитанник)  «добровольно» входит в «духовную общность» (Сухомлинский) с учителем, находит в учителе «убежище», опору, одухотворение, радость в познании, понимание, сострадание, помощь, дружбу, любовь. Такое притягивающее к себе образовательное поле может создать вокруг себя учитель, мыслящий мировоззренческими принципами гуманно-личностной педагогики и утверждающий их в своей творческой практике. Отсюда исключительная важность  подготовки и  переподготовки учителей, забота о раскрытии в них истинного творчества, расширения их сознания. Сказано: «Учитель принадлежит вечности, ибо никто не скажет, когда заканчивается его влияние». Вся сложность проблемы учителя связана с расширением сознания через постулат духовности, Духа.

Выступлению Ш.А.Амонашвили были созвучны мысли д.ф.н., проф. Н.П.Пищулина,который вступил в диалог с участниками чтений с высоты философско-педагогического обоснования проблемы духовности. Он говорил об исторических и гносеологических аспектах понятия духовности, раскрывал ее суть с позиции религиозного и светского толкования, отмечая, что оба толкования имеют право на существование, важно лишь в практике их использования  не производить подмену одного смысла другим: "Духовность в наши дни приобрела интегральный многомерный характер, предполагая органическое единство высоких моральных установок, гражданственности, профессионализма, веры в светлые идеалы, чувства личной ответственности за все, что происходит в социуме, в обществе, собственной семье".

Академик В.И.Загвязинский (г.Тюмень) обратил взоры слушателей к высоким немеркнущим идеалам, предлагая очистить их от пыли времени, принять их путеводной звездой в поиске духовного: "Нет иного пути, чтобы не сбиться, как обретение гуманистических идей и идеалов".  Педагогический вестник "Три ключа"№ 6, 2003