26-28 марта 2003 года. Вторые Международные педагогические чтения "Улыбка моя, где ты?"

Особый тон честному взволнованному разговору был придан на Вторых Международных Чтениях по гуманной педагогике, которые прошли в 2003 году под девизом «Улыбка моя, где ты?» Хмурые взрослые не могут взрастить радость в сердцах, которая так нужна для познания мира. Но что же стало со всеми нами? Как вернуть улыбку в мир и на урок в школы? В «Педагогической симфонии» Шалва Александрович со всей определенностью сказал: «Звонкий смех детей – украшение наших уроков. Опыт убедил меня в том, что смех не только стимулирует познавательный процесс, но и сам является одним из способов познания. Смех – это яркая форма выражения радостных переживаний. Мне кажется, что смех незаслуженно вытеснен с урока. Многие педагоги вместо того, чтобы вызывать смех детей, преследуют его.

Для меня же он – важная педагогическая проблема, и дети часто смеются на моих уроках. Смех, возможно, один из лучших способов выявления убежденности, утверждения позиции». Размышления о радости, воспитывающей положительное, оптимистичное восприятие жизни, нашли отражения в работе Ш.А. Амонашвили «Улыбка моя, где ты?» – в которой улыбка представлена как качество побеждающего духа. Человек без улыбки не может быть победителем – к такому выводу пришли в ходе обсуждения проблемы учителя и родители. Тогда более 300 человек съехались из 60 городов России, Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Казахстана, Кыргызстана, Грузии.



Отзыв "Улыбка моя, где ты?"

Так назывались Педагогические чтения, на которые волей случая я попала. Что значит улыбка? Она бывает очень разной, думала я и вспоминала миллион примеров, которые могут поспорить с этим утверждением. 
Первый день лекций почти ничего нам не дал. Может быть, сказалась усталость после дороги, или наши головы и сердца были заняты другим, или мы ждали обыкновенных нравоучений со стороны больших умов, академиков, профессоров. Но на второй день посмеялись над собой, как мы ошиблись. Почему говорю мы? Коллективное обсуждение и единое мнение дало вывод, что все думают так же, как и я.
Круглый стол «Покаяние» мы выбрали единогласно. Я, если честно, хотела узнать, какое может быть человеческое покаяние души перед такими же грешными людьми. И своей чувствительной натуре я доверяла, думала, что могу распознать фальшь. Но как я ошиблась. И была рада, что ошиблась. Здесь не было кающихся людей - педагогов. Здесь были люди, которые понимали свою миссию, которые ставили себя на свое место. Звучали стихи, молитвы, песни, мудрые выводы из собственных ошибок и поступков. Я плакала, я не могла сдержать слез боли и беспомощности, когда понимала, что я маленькая крупинка, не могу сделать многого, а как это нужно именно сейчас. Дети гибнут душой, и губим их мы – педагоги. Наша миссия – взять их за руку и провести к духовным высотам. Родители сделали свое дело, они произвели на свет, дали начальное понятие о жизни, а мы должны взять этот цветок и осторожно нести, когда он окрепнет.
Очень много интересного мы услышали на наших лекциях. Поразило то, что это учение гуманной педагогики существует в России давно. Есть в Москве школы, которые работают на его основе. Но, заметьте, в гуманной педагогике нет таких качеств, как наглость, напористость, нравоучения, приказы, поэтому она продвигается очень медленно в нашем мире, где нормальными считаются совершенно иные педагогические принципы.

Е.В.Козинкова, педагог дополнительного образования, г.Муром; А.Голубева, студентка Гуманитарного института телевидения и радиовещения им. М.А.Литовчина

Почетное первое слово было предоставлено начальнику отдела педагогического образования при Министерстве образования Российской Федерации Н.Г. Калинниковой. Она отметила, что Министерство образования старается поддерживать все достойные начинания в области педагогики и что главная задача преподавателей – воспринимать то, что происходит в современной школе, так как от учителя зависит то, как будут реализованы разработки по образованию. Наталья Геннадьевна пожелала всем присутствовавшим удачи, успехов, сил и терпения в исполнении их замечательного, идущего от сердца дела.
Участникам конференции была зачитана приветственная правительственная телеграмма, подчеркивавшая глубину вопроса образования и удачность выбора темы Чтений (духовный мир учителя), и письмо от неправительственной организации при ООН, в котором говорилось о том, что в наше нелегкое, жестокое время дети страдают от отсутствия жизненных ориентиров. Задача учителя – сделать так, чтобы дети были счастливы. Как? С помощью любви, которая, несомненно, является основой педагогической профессии (и гуманной педагогики Амонашвили тоже). 

С приветом из Индии

Первый день Вторых Международных Чтений по гуманной педагогике преподнес собравшимся много сюрпризов. Одной из таких неожиданностей стало выступление перед педагогами посла Индии в России.
Свою речь он начал с приветствия и благодарности всем организаторам чтений, а затем поведал присутствовавшим о системе образования в Индии:
«Индия – живая цивилизация с историей, насчитывающей более 5 тысяч лет. Все это время у нас постоянно развивались языки и литература на санскрите. Так древние памятники искусства дошли до наших дней.
Традиционная система образования Индии отвечает ее социальным потребностям. Учеба ребенка начинается в доме учителя с чтения, пересказа, заучивания наизусть и декламации, повторяющимися изо дня в день, из года в год.
Население Индии насчитывает около миллиарда человек, 150 миллионов из них – дети, посещающие начальную школу (с 1 по 5 классы). Всеобщее право на получение начального образования обеспечивается Конституцией. 4,1% валового годового дохода страны тратится на образование, поэтому уровень грамотности уже сейчас превышает 70%, а к 2010 году планируется достижение 100%, хоть это и непросто.
Образованию в Индии предается огромное значение как в правительствах штатов, так и на федеральном уровне. Основная стратегия: привлечь как можно больше детей в школу всеми возможными способами. Особенно это касается тех, кто живет в удаленных от центра районах. 
Существуют региональные программы начального и среднего образования, создаются факультативные и альтернативные школы.
Особое значение предается образованию девочек: обучение во всех высших учебных заведениях страны для них бесплатное».
В заключении посол добавил, что все сегодняшние достижения Индии в области образования – несомненная заслуга совместных усилий общества и государства, и пожелал русским педагогам успехов, терпения и взаимопонимания.

Интервью с Ш.А.Амонашвили. Провела А.Голубева

Здравствуйте, Шалва Александрович! Я бы хотела узнать от Вас о замысле конференции…

Это Не конференция! Это – Вторые Международные Чтения по гуманной педагогике. В прошлом году, в это же самое время – с 26 по 28 марта – проходили Первые Международные Чтения. Далее планируются третьи, четвертые и так далее…Если Богу угодно это дело, мы будем его продолжать!

Какова основная цель Чтений?

Мы пытаемся помочь учителю развить его духовный мир. Мы не преподаем методики обучения. Педагоги и сами это делают, многие – прекрасно. Главное – обрести богатый внутренний мир, некую «четвертую мерность».

Шалва Александрович, Вы дали Чтениям название «Улыбка моя, где ты?». Согласны ли Вы с высказыванием Адриана Декурселя о том, что «смех есть веселость ума, а улыбка – веселость сердца»?

Конечно!!! Люди улыбаются не для себя. Ваша улыбка всегда адресована кому–либо, чему-либо. Если она добрая, то это помогает людям, если злая – нет. А смех…Человек смеется только для себя. Если я смеюсь, то для своего удовольствия, если улыбаюсь – на радость Вам. Поэтому развить в учителе улыбку сердца (не лица, конечно!) – вот одна из самых больших проблем образования.

Педагогика по Ямбургу "Не ребенок должен адаптироваться к школе, а школа к ребенку!"

Поистине непредсказуемым оказался доклад известного академика, профессора образования, директора первой в Москве адаптивной школы, создателя оригинального течения в области образования – адаптивной педагогики – Э. А. Ямбурга.
Неожиданным стало уже его первое заявление о том, что меньше всего это выступление будет касаться адаптивной педагогики. Профессор заметил, что " адаптация – не священная корова», не догмат, подходящий для всех существующих планов бытия (биопсихического, социального, культурного и человека как члена царства духовных существ). На поле культуры и духовности адаптация опасна, так как, по мнению Ямбурга, для нормального развития человека нужны и боль, и страдания, и стрессы. Но, безусловно, в основе любой деятельности должна лежать философская категория меры.
То, чем занимается профессор в настоящее время, называется культурно–исторической педагогикой. Она направлена на решение двух злободневных задач нашего времени:
Воспитание человека умного и мобильного.
Воспитание человека духовного.
Ямбург напомнил, что для надлежащего и достойного воспитания детей нужна мобилизация всех культурных ресурсов учителя, поэтому реформу образования нужно начинать с изменения систем обучения в высших педагогических заведениях – не может учитель дать ученику того, чем не владеет сам.
«Я верю, что педагогика важнее экономики, – заключил Ямбург. – В основе экономических успехов Запада лежит мощнейшая протестантская этика: качество жизни определяется не творчеством, а исполнительством. До тех пор, пока в России не будет привычки к труду и тщательности в исполнении работы, мы с места не сдвинемся».
Несмотря на такой скептический прогноз, в заключение своего выступления профессор пожелал всем присутствовавшим оптимизма, ибо «все пройдет, пройдет и это». Будем верить? Надеяться и ждать.

Мир духовности глазами физика. Выступление А.А.Акимова (1938-2007)

Всем нам с детства втолковывают: «Всякий сверчок, знай свой шесток!», говорят о том, что человек должен быть профессионалом прежде всего в своей области, а остальное – его собственный выбор.
На Вторых Международных Чтениях по гуманной педагогике я столкнулась с обратной ситуацией: каждый, невзирая на свою специализацию, старался понять, высказать свое мнение, внести посильный вклад в развитие общего для педагогов дела – образования. И надо сказать, многим это удавалось весьма успешно. Так, например, академик РАЕН А.Е.Акимов в своем докладе рассуждал о проблеме отсутствия духовности у педагогов, что, по его мнению, может привести к глобальной катастрофе. Академик объяснил, что в природе существуют два совершенно разных пространства: физическое, характеризующее реальные события и подвергающееся закономерностям, и параметрическое, имеющее столько измерений, сколько требуется параметров для описания деятельности и жизни человека, и устанавливающее взаимосвязь существующих фактов. Пространство образования можно охарактеризовать с помощью 4 параметров:
Обучение
Здравоохранение
Миропонимание
Взаимоотношения.
Собственно педагогика включает в себя:
Наследственный фактор
Школьная среда
Внешкольная среда
Воспитательный период.
«Имеющий глаза да видит», что общее измерение, которого не хватает и образованию в целом, и педагогике в частности, – это духовность. В настоящее время наш духовный уровень очень низок, а потому богатейшие технические возможности страны, как правило, используются ей не во благо, а во вред. Люди, которые будут принимать ответственные решения в будущем, – это наши дети. Получается, что судьба цивилизации не в руках ученых, а в руках педагогов. Груз ответственности колоссален, поэтому проблема педагогики, образования и воспитания, по мнению профессора, – главнейшая. Ведь против духовного вымирания нации не поможет ни одно достижение науки, пусть даже и такой мощной, как физика.

Интервью с А.А.Дубровским (1926-2009) "Об улыбке, совести и 8 миллионах бомжат"

На Вторых Международных Чтениях по гуманной педагогике собрались люди самые разные. А объединяет их любовь к детям и стремление сделать их жизнь и обучение красочнее, добрее, интереснее и глубже. 
Бытует мнение, что учитель – сродни доктору – ответственен за моральное и в какой-то степени физическое здоровье ребенка, за то, как часто появляется улыбка на его устах. Чтобы узнать, что же думает об этом непосредственно сам врач, я обратилась к почетному гостю конференции, имеющему дипломы фельдшера, врача, учителя, кандидату медицинских наук, академику педагогики и социальных наук, доктору Алексею Александровичу Дубровскому.
Алексей Александрович, какое, по Вашему мнению, значение имеет улыбка не только в педагогической или врачебной практике, но и в жизни вообще?
Не надо быть доктором, чтобы знать, что улыбка – хороший мостик к добрым взаимоотношениям. Вот Вы сейчас улыбнулись – значит, хотите послушать меня, а я хочу послушать Вас. Улыбаясь, человек поднимает себе настроение, у него расширяются сосуды сердца и мозга, он добреет, и его здоровье сохраняется само собой. Улыбка, Тонечка, спасает жизнь! Вы, наверное, знаете такого мудреца, писателя, летчика…Антуана де Сент-Экзюпери?
Да! Так вот, в «Маленьком принце» есть такой эпизод: его направила в республиканскую Испанию какая-то французская газета. Вечером, ожидая прибытия поезда возле железной дороги, писатель был схвачен конвоерами, так как стоял рядом с вагонами с секретным оружием. Вероятно, они приняли его за шпиона, а Антуан знал, что они расстреливают почем зря. Он не говорил на каталонском языке, они не понимали французского…Он прощался с жизнью. Один из охранников, похожий на паука, вышел и закурил. Когда он доставал папиросу, Экзюпери улыбнулся и попросил у него одну взглядом. Конвоер тоже улыбнулся в ответ. Наступил рассвет, и писатель понял, что спасен…Да, улыбка, Тоня, спасет жизнь…
Но сейчас людям разве до улыбки?.. Нет, нам не до нее. Я, если честно, предлагал назвать конференцию иначе: «Доброта, где ты?» Мне сказали, что это старо…СТАРО О ДОБРОТЕ?!! Но ведь там, где есть доброта, есть и улыбка! Добрая улыбка, где ты?..
Что для Вас, Алексей Александрович, самое главное в этих Чтениях?
Нужно, чтобы о них знали! Я бы хотел, чтобы то, о чем мы здесь говорим, стало достоянием всей России. Я не столько хочу выступить, сколько хочу сказать людям, что я написал книгу «Москва слезам не верит», где описываю, как мы сейчас обижаем детство. Они почитают, кто-то задумается.
Можете ли Вы дать какой-то совет по тому, как же защитить это самое детство?
Знаете, если давать рецепты, ничего не получится. Даже знаменитый Януш Корчак (примеч. – польский писатель, педагог, врач) говорил: «Если читатель прочитает и станет следовать моим советам, книга моя принесет ему вред».
Это потому, что жизнь и судьба человека сугубо индивидуальна?
Именно. В каждой области, в каждой семье свои подходы к детям. Нет рецептов на все случаи жизни, нужно знать ситуацию.
А я всего лишь хочу рассказать собравшимся, как страшно жить у нас сейчас, в частности в моем городе, Анапе, на Кубани. Наркоманы, малолетние пьяницы, несовершеннолетние проститутки – все это у нас в изобилии. Мы ведь уже потеряли одно поколение, давайте не потеряем то, которое рождается сейчас! Я хочу, чтобы Земля загудела от того, как плохо у нас! Тогда каждый воскликнет: «О, Боже!» – и начнет искать выход.
Нет поводов для улыбки, Тонечка, нет… Или они мне не известны.
А какими качествами должен обладать педагог, чтобы рождать в детях улыбку и рвение к учебе?
Вот, смотри: у меня в руках список 55 необходимых учителю качеств. Его нам выдали перед началом Чтений. Но нет в нем одного свойства, которое включает в себя все эти 55 и может их заменить. Какое, как ты думаешь?
Добросовестность?..
Ты на правильном пути, ты близка. Ты добросовестно относишься к своей профессии. И я тоже. Но добросовестность и совестливость – одно ли и то же? Нет! Учитель должен быть совестливым, и МЫ ОБЯЗАНЫ РАЗБУДИТЬ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ РАЗБУДИЛИ В СЕБЕ СОВЕСТЬ! 
Все мы, Тоня, виноваты, что в России 8 миллионов бомжат: и ты, и я! Но если каждый осознает свою вину и попытается найти решение, выход из этой ситуации, – все будет хорошо!


«Все будет хорошо, все будет правильно!» М. А. Булгаков

Довольно интересная, содержательная и глубокая, но оттого не менее эмоциональная беседа состоялась у меня с заслуженным доктором и педагогом России Алексеем Александровичем Дубровским. 
И не случайно наш разговор начался с улыбки, что сразу же поспешил отметить сам Алексей Александрович, и улыбкой и закончился. Добрая улыбка, по мнению Дубровского, – это ключ к общению, пониманию, решению многих проблем.
Доктор с горечью констатировал факт нехватки нашим педагогам самого важного человеческого качества – совестливости. А без нее – никуда!
«Мы должны разбудить людей, чтобы они разбудили в себе совестливость, – тогда все будет хорошо!» – вот главный тезис, который развивает доктор Дубровский в своей книге «Москва слезам не верит». И именно об этом Алексей Александрович собирается говорить за круглым столом.
Что ж, будем с нетерпением ждать новой возможности увидеть, услышать и внять уникальному, добрейшему и образованнейшему человеку – доктору Дубровскому.

Ангелина Григорьева, студентка Гуманитарного института телевидения и радиовещания им М.А. Литовчина

Какой ты будешь, школа третьего тысячелетия?

Первое сентября… Утро… Кому-то сегодня предстоит в первый раз перешагнуть порог школьного класса, а кто-то в наступающем учебном году в последний раз услышит звонок на перемену.
Площадь перед школой с каждой минутой пополняется учениками, их родителями, родственниками, друзьями. На крыльце, как правило, перед микрофоном стоит директор школы, пытающийся сквозь набирающий силу шум, что-то сказать всем собравшимся.
Вы никогда не прислушивались к этому первосентябрьскому шуму? Звонкие голоса детей, визг, хохот, кое-где раздающиеся крики учителей, которые, держа табличку с номером класса, хотят собрать вокруг себя подопечных, шелест цветочных упаковок, какая-нибудь едва слышимая мелодия. Что-то тревожное есть в этом хаосе звуков. 
Вот выпускник берет на руки какую-нибудь симпатичную первоклассницу, похожую на хрупкую фарфоровую куколку, и ее маленькая ручка начинает робко раскачивать колокольчик. Раздается первый звонок на урок для этого милого, улыбающегося создания и для миллионов таких, как она, по всей России и не только. Увидим ли мы на лицах наших ребятишек сияющие улыбки спустя 11-12 лет?

На Вторых международных чтениях по гуманной педагогике, прошедших с 26-28 марта в Москве под актуальным ныне лозунгом: «Улыбка моя, где ты?», обсуждались проблемы, охватившие современную школу, и определялись возможные пути их решения. 
Жанна Ахметова и Бибиглы Хасимова приехали на конференцию из Казахстана. В их стране проблемы образования так же серьезны, как и в России. К счастью, мне удалось добиться своей цели и побеседовать не с педагогами. Жанна представляет Центр школ в Алма-Ате, по профессии организационный психолог, а Бибиглы – инженер-технолог по общественному питанию и представляет Общественное объединение образования будущего. Они впервые участвуют в подобном мероприятии и не ожидали услышать столько трогательных компетентных докладов. 
Жанна и Бибиглы – родители школьников. У Жанны девочка учится в 4-ом классе, мальчик - в 8-ом, ребенок Бибиглы – выпускник.
- Скажите, пожалуйста, детишки с удовольствием ходят в школу?
- Нет, конечно. Дети ходят с удовольствием только в первые, начальные классы.
- Все проблемы начинаются со старшей школы?
- Да. Чем старше становится ребенок, тем менее интересно ему становится учиться.
- А находит ли учитель взаимопонимание с Вашими детьми?
- Всегда в школе есть один учитель, который особенно любим и понят учеником. Я, например, знаю, что дочка привязана к учителю французского, а сын – к учителю самопознания. В мое время, когда я училась, эта привязанность была продуктивней. Мой преподаватель русского языка был человеком, который не просто обучал, но и определял какие-то жизненные ценности.
- Вы учились в советской школе, Ваши дети сейчас учатся в современной. Если бы Вы были министром образования, Вы сохранили какие-нибудь принципы педагогики, которые, на Ваш взгляд, были бы полезными сегодня?
- В старой школе учитель был свободнее. Его статус должен возрастать. Я не знаю, как с этим обстоят дела в России, но у нас в Казахстане первыми обесценивают этот статус не ученики, и не родители, а чиновники, люди, которые ими управляют. На месте министра образования я бы проводила подобные мероприятия среди чиновников. Они, в первую очередь, должны проникнуться идеями духовности.
- Если честно, детишки устают?
- Очень. Они испытывают колоссальные нагрузки. Другая проблема – совершенно неправильные учебники, с которыми невозможно работать. Моя племянница носит в школу по 3 учебника математики, по 3 учебника русского. Педагогам, если они творцы, приходится составлять свою программу. Порядка нет. Ребята катастрофически устают, путаются в заданиях от большого количества информации.
После нашего разговора с Жанной, стало ясно, что подобные проблемы существуют, наверное, на всей территории СНГ. Система образования требует серьезных реформ, проанализированных, взвешенных, которые не будут ударять по здоровью и качеству усвоения материала наших детей.
Бибиглы Хасимова привела мне любопытную статистику.
- В декабре 2001 – феврале 2002 г.г. нами были проведены исследования среди учащихся Алма-Аты. Нас интересовало, сколько учеников как личностей подавляются педагогами, любят ли они свои предметы и т.д. Было взято 2 тыс. учеников, 450 родителей и 150 учителей. Полученные данные в диаграммах показали негативную природу обучения. Прослежена такая зависимость: обучение 60-х, 70-х, 80-х, 90-х, двухтысячных годов осталось на одном уровне. Это сказали учителя разных возрастов.
6 % учеников усваивают 100 % информации, это отличники; 35 % учеников - 80 %, это те, кто учатся на «4» и «5»; около 50 % усваивают 50 % информации, середнячки-троечники и 6 % учеников усваивают 30 %. Сегодняшняя школа выдает продукт в виде ученика, который способен применять свои знания из расчета лишь 6 % усвоенного материала.
Цель Бибиглы – постараться поменять сложившуюся ситуацию. Она, как родитель, которая сама училась в подобной школе и сталкивалась с подобными сложностями приехала сюда с твердым желанием начать добиваться намеченной цели.
- Вам не кажется, что иногда в школу, к сожалению, попадают учителя с развитыми комплексами, недостатками, которые пытаются их отработать на детях?
- Это нормально. Если у учителя будет инструмент, сама психология как обучать, как вызвать интерес, не просто любовью и добротой, а с применением особой техники, то в школу вернется радость. Я узнала об этой технике, она имеет фантастические результаты: 100 % усвояемость материала, причем самостоятельное изучение материала. Ребенок становится настолько самоопределен, что у него появляется возможность самому принимать решение по поводу той, или иной ситуации. Это имеет огромное значение. Если ребенку, человеку, мы даем уже сейчас решать какие-то жизненные ситуации, или даже быть причиной этих ситуаций, то тогда он уже сможет экстраполировать это на свою последующую жизнь. Тогда он сможет быть успешным и сильным. Если мы еще дадим ему то, о чем так много говорилось на конференции, а именно: духовность, доброта, любовь, то вкупе это создаст школу третьего тысячелетия. Это моя задача – сделать школу третьего тысячелетия. Все силы направлены на это.

Когда мы отдаем ребенка в школу, то не всегда задумываемся над тем, что выпускаем его в открытое море. Минимум 6-7 лет ребенок находился дома, привык к его теплу, уюту, к тем людям, с которыми он встречался и общался. Маленький человечек чувствовал себя под защитой. Многие могут возразить мне, указав на то, что семьи бывают и неблагополучные, и школа в данном случае является для детей из подобных семей спасением. Но какая школа? Там, где усугубятся личные обиды, где дальнейшее развития получат комплексы и страхи? Там, где ребенок раствориться в массе, обезличиться, потеряет собственное «я», или по педагогической ошибке станет жертвой другой крайности и превратиться в учительского любимчика? Как ни печально, но последние медицинские исследования показали. Из 100 % абсолютно здоровых детей, начинающих обучение в школе, 80 % детей заканчивает обучение с приобретенными, чаще серьезными хроническими заболеваниями. 
Ребенок, как птенчик, оказавшийся в водной стихии, попадает в другую среду обитания, с совершенно новыми для него законами и способами выживания. Такой переход неокрепшего организма в иную эмоционально-психическую атмосферу – травма для ребенка. Задача школы, по моему мнению, как можно лучше подготовить эту среду, сделать ее максимально комфортной. Учителям на время нужно превратиться в заботливых мам, к которым в отсутствии родной мамы, можно не боясь обратиться за помощью или советом. Надо окунуться в мир детства. Ведь ребятам, учащимся в начальной школе еще читают сказки, они еще не вышли из мира волшебства, фантазий. Их рано приучать к взрослой жизни в таком возрасте. Не будем губить побеги! Цветы распускаются только тогда, когда за ними есть соответствующий уход в их период роста, созревания бутонов. А дети, как известно, - цветы жизни!

От улыбки станет всем светлей...

Как часто, к сожалению, приходиться видеть такую картину: по улицам идут бледнолицые, уставшие школьники. Кто-то уже, медленно плетясь, возвращается домой, а кому-то еще предстоит добежать до музыкальной школы и провести определенное время там. За спиной - наполненный донельзя ранец, который вот-вот перевесит ребенка. Вечером их всех преданно дожидается домашнее задание, и в лучшем случае небольшое…  
На Вторых международных чтениях по гуманной педагогике мне удалось поговорить с двумя очаровательными ученицами третьего класса 2-ой гимназии г.Севастополя. Некоторые их ответы стали для меня полной неожиданностью…

- Девочки, вы с удовольствием ходите в школу?
- Да, - немного подумав, сказали Лера и Маша.
- Какие ваши самые любимые предметы?
- Рисование, труд (Лера).
- А у меня труд, рисование и математика (Маша).
- Вам много задают домашнего задания?
- Да, - как будто смутившись,- иногда много, иногда не очень.
- Устаете?
- Устаем, - уже твердо ответили ученицы.
- Сколько уроков проводится каждый день?
- Пять-четыре урока (Лера).
- Но мы все равно устаем, потому что после уроков – дополнительные занятия (Маша).
- По каким предметам?
- По разным. Я хожу на математику и русский язык (Лера).
- Я хожу на математику, русский язык и английский (Маша).
- Вас заставляют посещать эти дополнительные занятия?
- Нет, мы посещаем их по собственной воле (Лера).
- Нам нравится (Маша).
- Вы в первый раз в Москве? Как она вам?
- В первый. Нравится.
- Какие-нибудь достопримечательности уже успели посетить? Где больше всего понравилось?
- Везде. Мы были в Оптическом театре, Музе им. Рериха…
- Еще в Храме Христа Спасителя,- добавляет Лера.
- Сегодня пойдем в Кремль.
- В вашей гимназии есть кружки?
- Да.
- Какие из них посещаете?
- Я музыку (Лера).
- Я – хореографию (Маша).
- Балериной стать не мечтаешь?
- Нет, я хожу туда для собственного удовольствия.
- Ребята в вашем классе дружные?
- Да, у нас дружный класс.
- А как к вам относятся учителя?
- Хорошо, они у нас добрые.
- То есть к учителю в любой момент можно, не боясь, обратиться за помощью, как к взрослому близкому человеку?
- Всегда, - ответили обе.
- Много контрольных приходиться писать?
- Много, особенно сейчас, перед экзаменами.
- У вас, в третьем классе, есть экзамены? – удивилась я.
- Да. После третьего класса мы перейдем сразу в пятый.
- Какие предметы нужно будет сдать?
- Математику, русский, украинский, английский и чтение … другие еще (Лера).
- Многие…(Маша).
- Вас строго оценивают учителя?
- Гм… Ну так, нормально. Если мы все контрольные написали на 10, 11, 12 баллов, то экзамены не сдаем.
- Вы хорошо учитесь, стараетесь?
- Да.
- Да.
- Родители не заставляют вас только на одни «пятерки» учиться?
- Нет, нормально. Нас не заставляют,- со спокойствием ответили девочки.
- Моя мама так говорит: «Если ты получишь даже «двойку», то это поправимо, ничего страшного (Лера).

После того, как я от себя пожелала удачи этим милым девчушкам, они наполнились какой-то внутренней радостью, и на их личиках появились долгожданные улыбки. Я уверена только в одном: УЛЫБКА ребенка – заслуга окружающих их людей, особенно, родственников и педагогов. Мы обязаны не забывать, что взрослые – это прочная опора в мире, открывающемся для самых беззащитных и внутренне неокрепших живых существ – детей, дошкольного или школьного возраста. 
«Счастье в детях!» - говорят многие, порой, не вникая, в суть этой фразы. Стоит серьезно задуматься, не уже ли наше счастье будут составлять дети БЕЗ УЛЫБОК? И будет ли это являться счастьем для нас, взрослые… Не мы ли виноваты в этом?

Елена Федосеева – Рассветова, студентка Гуманитарного института телевидения и радиовещания им М.А. Литовчина


"Главное - внутренняя улыбка" (Валерий Ашиков)

Педагоги, народ пунктуальный, поэтому примерно за час до начала конференции их можно было встретить на втором этаже, общающихся друг с другом. Чтобы понять, что представляет собой гуманная педагогика, без чего она не может существовать, узнать ее основные принципы, пришлось помешать интеллектуальной беседе преподавателей. 
Первой моей жертвой оказалась учительница информатики из города Подольска Вера Викторовна Метальникова. Она необыкновенно начитанный, эрудированный человек и к тому же приятный собеседник. 
«Нужно принимать заботы детей и жить ими. Главное – это любовь к детям.
Задача учителя давать новые знания в доступной для сознания детей форме. Одного учебника не достаточно, потому что человек постоянно меняется.
Человек – тайна, которую он должен разгадать. Опору человек должен найти в самом себе.
Труд учителя – неимоверно сложен, если учитель неравнодушен, если он отдает все силы детям. Все больше и больше утверждается сотрудничество между учителем и ребенком.
Надо работать над сознанием учителя, чтобы он принял основы гуманной педагогики, а, если они не знают жизненных основ, то не могут дать их детям. Основные вопросы, зачем человек живет, какая перед ним задача, должен ставить перед учениками педагог. Ответ же на эти вопросы будет менять с течением времени».
Беседа с Верой Викторовной не прошла для меня даром. Во-первых, я начала понимать, что же такое гуманная педагогика, во-вторых, в моем сознании произошел переворот, такое ощущение, что поток вопросов, которые я раньше не задавала себе, обрушился на меня. 
С таким сумбуром в голове я подошла к преподавателю «основ реабилитации» Галине Юрьевне Салаковой из г. Новосибирска. Она считает, что без сердца не существует Учителя, что гуманная педагогика существует только тогда, когда в ребенке видят человека и сотрудника, что гуманным педагогом может быть не каждый и что истинная любовь никого не портит. С последним утверждением я, несомненно, согласна, ведь любовью, нежным и отзывчивым отношением можно растопить любое, даже ледяное сердце.
Интересна позиция Валерия Игоревича Ашикова, работающего в детском центре «Семицветик». Он выбрал путь гуманной педагогики из-за сострадания к детям и из-за того, что в детстве испытывал духовное одиночество. «Без знаний ребенка, без любви к нему не существует гуманная педагогика. Главное внутренняя, а не внешняя улыбка».
Я пришла к выводу, что каждый понимает по-своему гуманную педагогику, каждый видит разный подход к преподаванию, к детям, но все опрашиваемые мною на первое место ставят ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ. Нужно придерживаться этого принципа, помогать его развивать, и применять на практике.

Настя Фадеева, студентка Гуманитарного института телевидения и радиовещания им М.А. Литовчина

Улыбочку?!

Представьте себе: вы приходите с утра в привычную, «любимою» школу. В сумке – невыученная физика, позавтракать не успели, учебник забыли, опоздали на 10 минут, да и настроение, честно говоря, в 8 часов не слишком веселое. Осталось только увидеть «доброе» лицо своей милой учительницы, и «ученический утренний набор» будет полностью готов. Наверняка, ваш учитель встретит вас безрадостной, унылой и строгой физиономией, сложив при этом губки замечательным полукругом. Скорее всего, вас отправят за дверь, и вы никогда не разберетесь с основными законами механики, но главное – вы получите заряд негатива и глупую двойку. А из таких неприятных мелочей может сложиться серьезная проблема. 
А представляете: вы приходите в школу. Вместо хмурых, самодовольных учителей видите перед собой улыбающихся, дружелюбных педагогов. Марьи Петровны ласково и терпеливо в сотый раз объясняют «фантастические правила», помогают решать задачи, разрешают высказывать свои гениальные мысли, подбадривают и шутят. Тебя никогда не выставят за дверь, не назовут тупым, не вызовут родителей «на разборку» к директору. Но что самое приятное – все учителя будут постоянно «сиять» своими заразительными добрыми улыбками. И, соответственно, побуждать к аналогичному действию. Думаете, такого не бывает? Нет, это не сказка. Это школа Шалвы Амонашвили. Там не ставят двоек и троек, там вообще нет оценок. Все дети включены в познавательный процесс, открыты для новых знаний и полны решимости.  
В Московском Доме Учителя состоялись Вторые Международные Чтения по гуманной педагогике «Улыбка моя, где ты?» Много самых разных учителей съехалось на это действо. Дом Учителя постоянно пополнялся вновь прибывшими. Мы разговаривали с ними, задавали вопросы. Атмосфера была очень дружелюбной, даже немного семейной. Ну, где бы еще вы увидели столько милых, приятных и улыбчивых учителей?! Жаль, что не все они такие. Не все хотят нести Радость и Любовь детям. Не все хотят узнать и применять принципы гуманной педагогики. А ведь дети проводят в школе в течение десяти лет 15000 часов! И учатся не в системе образования, а в системе подавления, которая заставляет зубрить теоремы и правила. В течение всей вашей школьной жизни – пытался ли хотя бы один учитель учить вас тому, как быть Человеком? 
Мир меняется, наступает третье тысячелетие, а наша система образования так и остается, какой была в прошлом. Так что, пора меняться, дорогие учителя, и менять устрашающие методы на гуманные. Если вы улыбнетесь своим ученикам сейчас, пока они еще дети, пока они формируются и нуждаются в этом, то будьте, уверены, став взрослыми, они обязательно улыбнутся вам, когда вы будете в этом нуждаться.

Анна Салынская, студентка Гуманитарного института телевидения и радиовещания им М.А. Литовчина


Воспитание начинается с улыбки!

Утро. 26 марта. Среда. Будний день. Народ штурмует вагоны поездов, а потом, с трудом пытается выйти из метро.
Именно тогда на станцию «Кузнецкий мост» начали приезжать люди, знающие, или, хотя бы, имеющие представление о поведении в той самой толпе. Они же хорошо знают о том, как обращаться с детьми школьного возраста.
Там, недалеко от метро, на Пушечной улице, в Московском Доме Учителя проходили Вторые Международные чтения по гуманной педагогике.
На это серьезное мероприятие съезжались люди со всех городов России. Практически все собравшиеся там учителя считали, что основные принципы преподавания – это доброта и улыбка. И это, на мой взгляд, правильно. Но, почему-то, далеко не все взрослые, находившиеся там, понимали, что детей надо воспитывать только хорошим отношением к ним. Еще до начала конференции и праздничного представления, в котором участвовали ученики начальных классов, в сторону «маленьких начинающих актеров» педагогами были брошены весьма серьезные высказывания и упреки. Я, конечно, понимаю, что дети иногда кажутся невыносимыми, они бегают, кричат, вытворяют все, что хотят, и это им вполне свойственно! Но ведь все принципы гуманной педагогики заключаются в том, чтобы почти во всех ситуациях позитивно реагировать на детское поведение. Даже если ученики окончательно достанут, талантливый преподаватель, на мой взгляд, должен суметь сдержать все плохие эмоции при себе, не показывая своего негативного настроения и недовольства чем-либо молодому поколению.
Хочется верить, что за те три дня, проведенные на чтениях в Доме Учителя, педагоги, обменявшись мнениями и своим опытом, пришли к выводу, что никакие крики и злобные высказывания не помогут воспитать умных, порядочных и уверенных в себе людей.

Вероника Ханукаева, Виктория Костюченко, студентки Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина

Гуманизм превыше всего!

На конференции по гуманной педагогике собралось много открытых и добрых людей изо всех точек России, которые охотно поделились с нами информацией на наболевшие темы.
Валерия Александровна, директор Санкт-Петербургского лицея, на вопрос, что для вас значит гуманная педагогика, ответила следующее: «Учеба для ребенка прежде всего должна быть в радость». Для нее, как для педагога, большое счастье оказаться на этом мероприятии, хоть и попасть сюда было нелегко. Валерия Александровна против красочных учебников, которые на 40% состоят из картинок – аналог другие не менее замечательные игровые моменты: интеллектуальные игры, уроки русского языка, 7уроки информации. Все это способствует созданию приятного микроклимата. На вопрос: «Что бы вы сделали если бы оказались на месте министра образования или других вышестоящих лиц?» Валерия Александровна ответила: «Прежде всего в образование должны идти талантливые люди, которые имеют к этому тягу и призвание.»
У Валентины Евгеньевны из Казахстана, есть свой метод обучения. Она занимается татарским фольклором. «Наша задача, создать этнокультурный центр им.Рериха.» - Отмечает она. Сюда Валентина Евгеньевна приехала специально, чтобы пронести эту идею. Именно здесь она надеется встретить людей близких по духу, дабы поделиться накопленным опытом. Самое сложное в профессии учителя – быть человеком идеи, работать во имя нее, а не ради каких-то меркантильных интересов.
Отар Одэ приехал из Латвии, чтобы встретить единомышленников. Он руководитель и одновременно учитель. В основе методики его обучения лежит любовь. Он считает, что самая большая проблема в области образования заключается в том, что желание учиться исходит не от ребенка, а от интересов вышестоящих органов. Он уверен, что улыбка не исчезла!
Нам удалось поговорить с человеком, который всю свою жизнь посвятил педагогике. Татьяна Михайловна Петухова, приехавшая из Санкт-Петербурга, с гуманной педагогикой сталкивается не в первый раз, для нее – это очень близко и радостно. Движение это к счастью растет. Прикоснуться к нему – всегда великая радость. Она работает с дошкольниками и уверяет, что это самый хороший возраст для восприятия. Ее цель, привезти полученные знания и навыки в Санкт-Петербург, она чувствует на себе огромную ответственность. Гуманная педагогика, единственный возможный способ обучения, другой способ просто не должен иметь места. Накопленные традиции, нужно сохранить и приумножить!

Источник:http://detisvet.ru/index.php/mcteniya/43-hteniyakat/60-ulibka