9-11 января 2007 года. Шестые Международные педагогические чтения "Истина Школы".

Организаторами Чтений выступили: Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, Московский Городской Педагогический Университет, Московский городской Дом учителя; поддержку оказали Российская Академия Образования, Международная Лига Защиты Культуры, Ассоциация Творческих Учителей России.

На шестые Международные Педагогические Чтения собрались ученые, учителя, сотрудники музеев, работники образования, деятели культуры, представители общественных организаций, родители из стран СНГ, Балтии и многих регионов России - всего более шестисот человек. 
Участникам Чтений предстояло осмыслить истинное предназначение Школы и наметить пути ее развития на основе идей гуманной педагогики. 
В своем докладе Ш.А. Амонашвили отметил, что школа должна быть не только храмом знания, но и мастерской человечности, очагом культуры, сеятельницей доброго и прекрасного. Именно в этом заключается цель творческой деятельности учителей. Сегодняшний кризис школы связан с отсутствием единого понимания цели образовательного процесса. Цель гуманной педагогики - воспитание Благородного Человека - призвана объединить всех учителей в осознании своего высокого предназначения. Гуманность мышления учителя, его любовь и вера в ребенка, развитие интеллекта и духовной культуры помогут в столь сложное время глобальных перемен не только передать детям всё богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь это богатство. 
"В чем Истина Школы?" - такой вопрос поставил перед участниками Чтений Ш.А. Амонашвили и предложил вместе найти ответ. 
Как и любая великая истина, Истина Школы многогранна. Она и в духовном, и в культурном развитии ребенка, в гуманном образовании, и в личности педагога, его устремленности к красоте и совершенству. Участники Чтений, среди которых были представители Центров и Лабораторий Гуманной Педагогики из 164 городов РФ, предлагали разные взгляды на истину школы, делились бесценным опытом, результатами своего творческого труда. 
Работа Чтений проводилась в форме нескольких Круглых столов, темы которых были обозначены так: "Школа - врата в Будущее", "Школа - Храм гуманности", "Школа - хранительница национального духа и культуры", "Защита и спасение детей - Истина Школы". 
Дискуссии и обсуждения проходили в атмосфере, которую можно обозначить формулой "Утверждающий - богат, отрицающий - беден". Именно этот творческий настрой, атмосфера доброжелательности и сотрудничества с каждым годом привлекают к Чтениям все большее число участников. 
Выступавший на открытии Чтений член-корреспондент РАО М.В. Богуславский выразил, пожалуй, мнение всех собравшихся: "В повседневной работе идет накопление опыта, но только здесь, на Чтениях происходит возвышение смысла всей нашей педагогической деятельности". 
Закрывая Шестые Международные Педагогические Чтения, Ш.А. Амонашвили обозначил тему седьмых Чтений: "В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры" и пожелал всем участникам новых творческих нахождений, которые на следующей встрече, через год, смогут обогатить педагогическое сообщество и помогут школе подняться до ее истинного предназначения.

Источник: www.museum.ru

 

Пленарные выступления.

Школа как пространство истины. Анатолий Евгеньевич Акимов. д.ф.-м.н., академик РАЕН, директор Международного института теоретической и прикладной физики.

Истина одна, но жизнь как осмическое проявление многогранна, поэтому Истина образует Иерархию. В высшем своем проявлении Истина - это Бог. Путь к Истине - это путь к Богу. Понимая, что устремленность к Богу есть Духовность, становится ясной органическая, неразрывная связь проблемы "Истина школы" с концепцией Гуманной педагогики. С этих позиций слова К.Д.Ушинского приобретают особый смысл: "Под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие". Сознавая бесконечность содержания понятия Истина и рассматривая школу как пространство Истины, мы пытаемся понять, какова система хотя бы основных параметров этого пространства. Часть параметров приведена в Программе Чтений:

- духовно-нравственная атмосфера в школе;

- вера в Творца;

- нацеленность на расширение сознания;

-ориентация на добро;

- проявление воли в самосовершенствовании;

- устремленность к граням наук;

- школа как врата в Будущее;

- школа как храм гуманности;

- толерантность;

- благородство, великодушие, милосердие;

- чистота взаимных отношений;

- экология сознания;

- школа как хранительница национального духа и культуры;

- воспитание любви к Родине;

- школа как обитель защиты и спасения Детей.

Все эти грани Истины образуют многомерное пространство, в котором растет и развивается Духовная и Нравственная сущность детей.

Анализ пространства Истины школы показывает, что доминантой этого пространства является Духовность, как главная Человеческая ценность. Как указывается в "Мире Огненном", "именно воскресение духа даст новую эпоху". В связи с этим полезно еще раз вспомнить слова К.Д.Ушинского: "Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества".

Наряду с доминантой Духовности важным эволюционным фактором современности является роль Знаний; "именно теперь черед науки возвестить новое понимание духа" (Е.И.Рерих). Более того, в Живой Этике это утверждение уточняется: "Человеческое истинное познавание всегда будет созвучать с единой истиной". При этом надо помнить истину, что старое понимание науки, как накопление сведений, должно быть заменено пониманием того, что знание обязано являть собой творческий процесс.  Стремясь к "Миру Огненному" как единственному назначению людей", его надо принять в высшем творчестве". Для большинства школ творчество является не более чем демагогическая декларация, в то время как эта проблема достаточно разработана. Можно упомянуть хотя бы классические работы Пойя.

К тому же, современная школа за редчайшими исключениями ориентирована на науку двухсотлетней давности. У школьников объективно создается впечатление, что в познании Природы все задачи решены, проблемы, стоящие перед наукой даже не упоминаются. В то же время, как отмечается в "Мире Огненном", "законы беспредельны в своем многообразии". Для решения этого противоречивого положения в одной из школ Москвы для учащихся 8-11 классов я в течение полугода читал курс лекций "Облик физики XXI века"...Такие циклы нужны и по математике, и по химии, и по биологии. Школа должна быть устремлена в будущее. "Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего 50 лет назад и что она достигла теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза человечеству на возможности будущего" (Е.И.Рерих).

Истина существует объективно, независимо от того, принята она общественным мнением или нет. Это особенно ярко видно на примере взаимоотношений науки и религии. Вне сомнений, история религий должна быть частью всеобщей истории. Вне сомнений, Закон Божий должен преподаваться только в воскресных школах и духовных учебных заведениях, а не в светских школах. Однако в рамках современных физических концепций, в теории физического вакуума, стираются противоречия между ортодоксальной наукой и религией. "Нельзя легкомысленно делить науку на материальную и духовную: граница будет несуществующей;... нужно уважать науку, которая рассматривает физическую сторону жизни, но тем самым открывает новую связь, духовную, присущую всему бытию" (Живая Этика"). Не случайно Е.И.Рерих писала: "Молитва есть вдохновитель к знанию. Каждый, кто осознал величие такого собеседника, неминуемо начнет устремляться к познанию. Рост такого сознания потребует всевозможных научных познаваний...Связь с высшим миром щедро обогащает сознание... Молитва, таким образом, будет вратами в будущее..."

Педагогический вестник "Три ключа". 2007.