9-11 января 2008 года. Седьмые Международные педагогические чтения "В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры".

 

Число участников Чтений с каждым годом увеличивается, и в 2008 году их гостеприимно принял Московский Городской Педагогический Университет. Открыл Чтения ректор МГПУ д.и.н. В.В. Рябов. На пленарных заседаниях выступили Ш.А. Амонашвили, ректор Дагестанского университета д.п.н. Д.М. Маллаев, один из соавторов фильма «Живая вода» д.ф.н. С.В. Зенин, Народный артист России, лауреат всемирного конкурса в Монте-Карло, обладатель приза «Золотая Корона клоунов» Юрий Куклачев и др.

Главный вопрос, обсуждавшийся на Чтениях – культура образования. Нельзя продолжать воспитывать новое поколение на суррогатах культуры. Культура личности зависит от природных качеств человека, его образования и воспитания, поэтому любой учитель должен быть в первую очередь учителем Культуры, любой воспитатель – воспитателем Культуры.

"Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты... Культура есть прибежище, где дух человеческий находит путь к религии и ко всему просвещенному и прекрасному". Н.Рерих

"Культура - это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации... Культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства... Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой". Д.Лихачев

Из выступления Ш.А.Амонашвили: В "чаше" сияет зародыш зерна Культуры!

Велика эта Истина!

Она способна побудить учителей Света к подвигам и творчеству.

Надо пробудить зародыш.

Чем пробудить?

Чем же другим, если не теми же самыми силами, что есть основы Культуры: Любовь, Красота, Знание! Пусть будет только Культура состоянием нашего Духа.

...Маленькая сельская школа. Мы с Вами наблюдаем за работой учителя.

Играют дети, шумят, шалят.

Один крестьянский мальчик больно ударил девочку палкой по руке. Она заплакала. Бежит к учителю, который к тому же и ее отец. Просит защитить ее и наказать мальчика.

Обидчик отошел в сторону, напуган.

Можете угадать, дорогие коллеги, каким будет решение учителя?

Не таким, какие бывают, когда Любовь, Красота и Знание блуждают в педагогическом сознании бесприютно, не понимая, зачем они там, а закон "зло наказуемо" торжествует.

Решение сельского учителя будет странным, ибо он одержим своей Педагогической Культурой.

Он усаживает девочку себе на колени, что-то ей нашептывает на ушко; она успокаивается. Потом тихо говорит: "Иди к нему и угости его малиновым вареньем".

Лакомиться вареньем деревенскому мальчику приходится не часто. Однако, он ждет не угощения от девочки, которой сделал больно, а наказания учителя.

Сашенька подходит к нему и протягивает баночку с вареньем.

- Ешь, очень вкусно! - говорит она улыбаясь, как будто не было никакой обиды, но слезы на глазах еще не высохли.

Мальчик поражен.

Ну как, он наказан или не наказан?

В "чаше" его сияет зародыш зерна Культуры. Что сделает угощение вареньем взаимен худших ожиданий?

Пробудит зародыш или воспрепятствует его проявлению?

Пройдут годы, он повзрослеет. Чем станет это явление жизни в его духовном мире?

Моя  гуманная педагогика, которая есть Педагогика Культуры, учит меня:

- Погрузите Ребенка в море Доброты, и всякое зло, если есть в нем такое, потонет.

- Держите Ребенка в мире Красоты, и все безобразное, если есть в нем такое, покинет его.

- Бросайте Ребенка в огонь любви, и всякая ненависть, если есть в нем она, сгорит.

Но вот какой вывод сделали американские учителя, которым очевидец этой истории рассказал о варенье: "На следующий день этот мальчик должен был ударить девочку палкой по руке". Значит мальчика надо было наказать, а не угощать вареньем.

Но он же был поражен?

В нем же родилось явление жизни?

Воспитание с недоверием?!

Не собираюсь обсуждать, что могло бы произойти с зародышем зерна Культуры в "чаше" мальчика, следуя американскому варианту решения педагогических проблем.

Сделайте это сами, если охота.  Я же в своем воображении много-много раз буду посещать Яснополянскую школу, буду созерцать, как Лев Николаевич Толстой творит этот необычный педагогический образ, и восклицать в душе: "Ой, какая утонченная Любовь к детям! О, как красиво преподносится она им! О, какие глубокие знания души Ребенка!"

На Чтениях работали Круглые столы.

  • Культура есть форма проявления духа. Председатель - Е.Н.Черноземова, д.ф.н., профессор МПГУ.
  • Устремленность к совершенствованию - путь к духовной культуре учителя. Председатель - В.Б.Сорокин, к.ф.н., директор школы "Планета" (Москва).
  • Внутренняя культура родителей и учителей ведет Ребенка к благородству. Председатель - К.Ш.Мансурова, руководитель общественного движения "Родительская забота"(Москва).
  • Воспитание культуры через искусство и творчество. Председатель - В.Г.Александрова, д.п.н., гл.н.сотр. лаборатории гуманной педагогики МГПУ.
  • Культура урока. Председатель - В.Г.НИорадзе, д.п.н., профессор МГПУ
  • Национальная культура и общечеловеческие ценности в воспитании детей. Прдседатель - Р.Г.Резаков, д.п.н., профессор МГПУ.
  • Культура управления образованием. Председатель Т.Яунземис, начальник школьного управления Цесисского района, Латвия.

Участникам Круглых столов важно было осознать следующие задачи:

- как образовательное пространство, образовательный процесс и содержание образования наполнять культурой;

- как учителю (воспитателю, взрослым) быть олицетворением культуры;

- как развивать и воспитывать в каждом ребенке, в детях (учениках, воспитанниках) культуру жизни, мировоззрения, общения;

- как защитить детей от бескультурья.

Впервые в практику Международных Педагогических Чтений были введены мастер-классы, на которых своими методами работы в области гуманной педагогики поделились педагоги-новаторы:
-    Войциш Валентина Александровна, завуч Лиепской школы (Латвия); 
-    Городович Светлана Юрьевна, директор школы «Наш Дом» (г. Благовещенск); 
-   Зобачева Раиса Дмитриевна, директор гимназии им. С.П. Дягилева (г. Пермь); 
-   Шишова Марина Игоревна, директор школы № 200 (г. Москва); 
-   Кикоть Алла Ивановна, учитель школы № 2 (г. Сыктывкар); 
-   Заруба Артур Викторович, учитель НОУ «Ломоносовская школа» (г. Москва); 
- Киршин Игорь Александрович, к.п.н., руководитель студии «Солнечный сад» и  Мышкин Евгений Викторович, руководитель студенческого театра «Третий этаж» (г. Калининград); 
-  Замыслова Наталья Николаевна, директор НОУ «Шанс» (г. Иваново); 
-  Бак Виктория Федоровна, учитель биологии школы № 11 (г. Артемовск, Украина); 
-   Ниорадзе Валерия Гивиевна, д.п.н., профессор МГПУ (г. Москва); 
-  Донская Валентина Васильевна, директор школы № 222 (г. Заречный, Пензенская обл.). 
-  Амонашвили Шалва Александрович, академик РАО (г. Москва); 
- Кучеровский Валерий Андреевич, президент культурно-педагогического центра «Белый Город» (г. Белгород-Днестровский, Украина); 
- Петрук Олег Васильевич, основатель и руководитель семейной деревни для детей-сирот «Семейный очаг» (г. Владивосток). 

Такие встречи единомышленников очень важны – они не только позволяют набраться опыта, рассказать о своей работе, но и дают новый заряд энергии для работы в течение года.