9-11 января 2011 года. Десятые Международные педагогические чтения "Как любить детей".

Проблема любви к детям с незапямятных времен волнует педагогов и родителей. Около 700 учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений, родителей из разных уголков России и ближнего зарубежья стали участниками Чтений.

Возвышающим, консолидирующим было выступление академика РАО Шалвы Александровича Амонашвили "Детей надо любить небесной любовью".

Из выступления Ш.А.Амонашвили

Десятые юбилейные Чтения помогут нам углубиться в понятие педагогической любви. Готовясь к этим чтениям, я тоже, как и каждый из вас, прильнул к источникам мудрости, откуда почерпнул мысли, достойные того, чтобы мы из них сделали выводы для нашей жизни и педагогической деятельности. Приведу некоторые из них. Приведу некоторые из них.

  • Чудеса творятся любовью.
  • Любовь - это огненная, неодолимая, победная сила.
  • Любовь - скорейший путь к самым трудным достижениям.
  • Чистая великая любовь рождает благородство духа, которое может переродить человека.
  • К Мирам Высшим поведет любовь торжественная, прочие виды любви не найдут путь в Огненном Мире.
  • Любовь есть ведущее творящее начало, значит любовь должна быть сознательна, устремлена и самоотверженна.
  • Даже страдания в любви способствуют очищению и утончению чувств наших.
  • Все миры зачинаются космической любовью, все держится лишь любовью.
  • Назовем любовь великой объединительницей.
  • Духовно мертв тот, кто лишен этого божественного огня вдохновения и творчества, вложенного в нас космическим велением бытия.
  • Лишь выявляет все скрытые огни, так как в основе каждого творчества лежит великое притяжение, великая любовь.
  • Любовь утверждается и доказывается действием.
  • Если действительно-любите - докажите на деле вашу любовь в действиях каждого дня.
  • Счастье в любви, и счастлив не тот, кого любят, но тот, кто сам умеет любить.

Мудрецы мира сего дают нам чуткое напутствие:"Учитесь любить, привыкайте любить все прекрасное и развивайте действенное сострадание ко всему несовершенному! Будьте ласковы и вежливы с подчиненными вам, ибо это есть привелегия и украшение царя духа".

Вот так, друзья мои, кто еще не успел стать царем духа, давайте поспешим, давайте поможем друг другу, чтобы стать такими. Хватит быть просто учителями, просто исполнителями чужой воли.

Я говорю это вам, и говорю то же самое себе самому. Я отдаю отчет тому, что моя любовь вовсе не совершенна. И, вообще, я только начинаю карабкаться по лестнице Иоанна Лествичника; потому до тридцатой - вершинной ступеньки, которая именуется Совершенной Любовью, мне уже не успеть подняться.  Тем не менее, в моем клубке любви есть нечто такое, что позволяет мне дарить детям уроки, общаться с учителями, писать книги, высказывать свои мысли и верить.

Да, я верю, что мир сотворен Творцом-Богом. Верю, может быть, больше, чем тот кто верит, что мир есть случайное производное от хаоса.

Историческая культура моего грузинского народа привела меня к Православному христианству. Потому, мне близки и понятны идеи христианской любви и я стремлюсь к ней.

Учусь любить ближнего.

Учусь любить врагов своих. Хотя давно  уже никого не воспринимаю, как врага своего.

Учусь прощать и просить прощения. Давно простил всех, кто когда-либо причинял мне зло и попросил прощения у всех, кому, может быть, я причинял зло. Хотя с верою могу повторять слова Януша Корчака: "Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается".

В моем клубке любви есть особая полоска, которая вплетается в мою жизнь с начала 1950-х годов: это голубая, как мечта, полоса есть моя сознательная любовь к детям. Вначале она зарождалась как чувство, которое привязывало меня к ним, а со временем совершенствованием как искусство.

Я все глубже познавал мудрость:

Любовь надо нести детям красиво и изящно, чтобы они принимали ее и воспитывались. Учительская педагогическая любовь есть более утонченная форма Любви, чем скажем родительская любовь. Она требует для своего проявления огромных душевных усилий и мудрости сердца.

В ком уже есть любовь к детям, к тому, при старании, придет и искусство их любить, т.е. понимание того как их надо любить.   В ком нет любви к детям и стремления полюбить их, тот пусть не ждет  посещения мудрости педагогической любви.

Кто откровенно не любит детей, тому мудрость любви не достанется. Он сделал бы доброе дело, если бы покинул работу, которая навязывает ему общение с детьми.

Мудрость приходит внутри самой любви к детям, а не вне ее.

Поэтому Мудрая педагогическая любовь не технологизируется, методически не выстраивается, не расписывается по пунктам. А признается сердцем.

...

Из своего клубка любви я достаю обобщения и рад, что они совпадают с мыслями классиков педагогики.

Любить детей и каждого ребенка надо:

- искренне, преданно, от всего сердца;

- спокойно, терпеливо, доверительно;

- нежно, красиво, изящно;

- преданно,постоянно, без условностей;

- воодушевленно, вдохновенно, увлеченно;

- заболиво, мужественно, понимающе;

- с уважением, утверждением, возвышением.

Назову такую Педагогическую Любовь Небесной - вот такой Любовью надо любить детей. Она несовместима с раздражением, грубостью, с унижением, с насилием, с принуждением.

...

"Люблю исцелять неправых в жизни Любовью". Это есть восточная мудрость. Из нее можно сделать прекрасные выводы для наших педагогических дел.

Педагогическая любовь к детям есть всемогущая творящая энергия образовательного пространства, которое без этой любви не станет образовательным. В школе должен быть хотя бы один учитель, который любит детей и которого любят дети, и он в какой то степени сможет нейтрализовать ту отрицательную эманацию, которой заполняется пространство, где нет Любви.

А мой внутренний закон таков: дети будут преуспевать в своем духовно-нравственном становлении и познании наук в той мере, в какой всем и каждому достанется благодатная энергия педагогической любви. И чем больше будет наполнено образовательное пространство этой энергией, тем богаче закипит в нем жизнь детей.

ПЕРСОНА В ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

  • В.Г.НИОРАДЗЕ. В поисках смысла жизни

...Работаю в области педагогики и психологии с 1959 года, сразу же после окончания университета. Расставаться с педагогикой, т.е. с детьми, уже не в силах. Верю, что необходимо делать то, что делаю. В этом вижу смысл своей жизни. И получается у меня нечто вроде служения.

Что такое смысл жизни, как его понимать и искать?

... Жизненные цели должны быть:

- во-первых, высокими;

- во-вторых, они не смогут наносить вред другим;

- в-третьих, жизненные цели постепенно возвышаются до служения чему-то важному, значимому;

- в-четвертых, служение без самопожертвования не мыслится;

- в-пятых, поняв смысл своей жизни, мы уже не сможем свернуть с пути, предать самих себя, даже силой принуждения;

- в-шестых, найдя смысл своей жизни, мы освобождаемся от чего-то тягостного, как будто до этого плутали по каким-то непонятным тропинкам, усеянным ключиками, и вдруг выходим на просторную, освященную божественным Светом дорогу жизни.

Смыслом жизни становится все то, что мы делаем с желанием, что нас радует. Мне сейчас трудно представить себя без любимой работы. Без детей и своих учеников, без активного общения с ними, со студентами на лекциях, семинарах, на спецкурсах по Гуманной Педагогике, при увлекательной работе с учителями...

Роль Учителя в становлении судьбы человека

Ученик без учителя не существует. Я очень поздно поняла о значении учителя в судьбе каждого человека. Назову тех Учителей, которые мне помогали в определении смысла жизни и нахождении путей самопознания: Л.Н.Толстой, Н.Бердяев, В.А.Сухомлинский.

Обычно, проводя семинары с учителями, Шалва Александрович в первый же день предлагает им записать имена своих любимых учителей. Их количество, как правило, не превышает трех. А кто же мой учитель?-спросила я себя... Почему-то никто не вспоминался, но постоянно всплывал образ Шалвы Александровича. Я искренне удивилась и обрадовалась:конечно же, он многое изменил во мне наилучшим образом:ненавязчиво, спокойно, дружелюбно, в форме мудрого совета...

Многие удивляются и спрашивают: как вы смогли сохранить гармонию в супружеских взаимоотношениях? Здесь тоже надо было пройти свои собственные школы и университеты. И по жизни мне огромную помощь оказала молитва Фомы Аквинского, в которой так доступно раскрывается, в чем основа наших поступков, отношений с окружающими, а в целом, смысл достойной человеческой жизни.

Господи, сделай из меня орудие твоего примирения, чтобы туда, где ненависть, я принес любовь. Туда, где обида, - прощение. Туда, где сомнение,-веру. Туда, где заблуждение, - истину. Туда, где отчаяние, - надежду. Владыка, сделай, чтобы я не столь старался быть понятым, сколько понять,не столько быть утешенным, сколько утешить, не столько быть любимым, сколько любить. Ибо, только отдавая, мы получаем, только прощая, получаем прощение, только забывая о себе, находим себя, только умирая, воскресаем в жизни вечной. Аминь

В каком направлении путь держать?

"Первыое и главное знание, которое свойственно прежде всего передавать детям и учащимся взрослым, - пишет Л.Н.Толстой, - это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый вопрос: Что я такое, и каково мое отношение к бесконечному миру. И второй вопрос, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что - при всех возможных условиях - дурным?"

Этими двумя вопросами должны быть пронизаны школьные образовательные курсы; к примеру, на уроках письменной речи главным становится восприятие, осознание и присвоение творческого письма для постижения своего внутреннего мира, на уроках физики - помимо физики материального мира дети доходят до понимания физики, звучащей на языке сердца; на уроках биологии - помимо биологии живой природы перед детьми через духовное видение всего окружающего раскрываются интереснейшие биологические явления через сердце.   Если так дополнять и видоизменять учебные предметы, исходя из четвертого измерения в педагогике, именуемого духовностью, то они постепенно станут подлинно образовательными курсами, и усилится интерес детей к знаниям, которые возвысят их над сухостью и обыденностью учебного материала, расширят их сознание.

Какое же образование помогает ребенку раскрыться и постоянно стремиться ввысь? Если  образование управляется принципами авторитарной педагогики, тогда старания учителя будут отводить школьника от главной цели. Оказывается, все зависит от характера, качества нашей учительской заботы. Направляемся ли мы в своих поисках на то, что находится за Божественной тайной, т.е.на раскрытие в ребенке его предназначения, миссии, или идем напролом, наполняя "сосуд" (т.е. ребенка) формальными знаниями, заглушая и стушевывая при этом его неповторимость и ущемляя личностные качества.

Мы принимаем Гуманную педагогики, педагогику Сотрудничества как путь эволюции школы, образования, человеческого прогресса. Духовное совершенствование, взращивание в учителе и в детях таких качеств духа, как любовь, совесть, сорадость, сочувствие, понимание, великодушие, - это должно стать основой жизни на Земле.

В целом Гуманная Педагогика строится на Вере и Надежде. Поэтому далеко не все поддается логике и статистической обработке. Духовность помогает нам восстанавливать в школе природосообразность - эту многовековую образовательную парадигму в воспитании, обучении и нравственом становлении Ребенка.

  • ТАЛИС ЯУНЗЕМИС. Быть руководителем - это возможность служить

Я - обычный человек, работаю, как все. Что-то получается, что-то не получается. Я - руководитель управления образования Смилтенского края в Латвии...

Педагогика не может жить без призвания, а призвание - это служение, сказал о.Артемий (Владимиров). Я хочу сказать это по-другому: руководитель не может жить без призвания, а призвание - это служение. Высший смысл работы руководителя в образовании - это служение... Конечно, легко сказать, труднее сделать. Но все же надо пытаться. Руководителю самому важно понимать, что педагогика - это и работа, и наука, и искусство одновременно. Может быть кто-то из руководителей не примет эту мысль, но Шалва Александрович великолепно доказал, что это так.

Очень важно верить и понимать, что человек - духовное существо, что надо изменить парадигму мышления, восприятия мира и сущности всей педагогики. Мы занимаемся современными технологиями, но в мышлении мы отстали. От кого отстали? Например, от классиков. Потому, что есть вещи, которые меняются, и они будут меняться всегда, но есть идеи или понятия, которые не меняются.

Руководитель "сильная рука", думающий, что руководить надо только умом, это уже символ прошлого. Конечно, если начальник думает, что надо регулярно давать по голове, и тогда все будут лучше работать, то это большая ошибка. Из страха можно работать лучше некоторое время, но это не будет вечно. Нужна другая мотивация. Руководителю сегодня нужна эмоциональная интеллигентность и мудрость сердца.

Анкетный опрос показывает: самое важное для человека: признание. Признание в семье, признание коллектива, признание руководителя. Важно получить удовольствие, радость за свои старания, за работу. Тогда есть желание повторить. И только после - на четвертом месте идут деньги...

Должность руководителя, которую многие выбрали, полна возможностей. Но и боли, и отчаяния - ведь бывает, что кто-то терпит и неудачу. Вот некоторые мысли, которые мне помогают в работе.

- Время учит всему, но нам не принадлежит вечность. Во времени, отведенном нам, упражняйтесь в терпении.

- Хорошие привычки - ключ к успеху.

- Я буду встречать этот день с любовью в сердце. Это тайна всех успехов.

- Я не отступлю до тех пор, пока не достигну цели.

- Этот день я буду жить, как будто он последний. Я придам значение каждому часу, каждой минуте.

- Моя совесть - мера моей педагогики руководителя.

- Как я думаю, такая и моя педагогика, таким руководителем я буду.

- Каков мой духовный мир, таким руководителем я буду.

-  Облагораживать сердце руководителя.

- Не мешай коллегам работать, поддержи инициативу. Будь руководителем - катализатором.

- Уважай коллег, относись к ним доброжелательно, не строй из себя большого начальника.

- Интересуйся мотивацией, увлечениями, проблемами своих коллег.

- Постарайся выслушать и понять их...

Быть руководителем - это возможность служить. Я не говорю о слугах, но о Служении. Как руководитель, убедись, могут ли твои коллеги ответить "да" на следующие вопросы:

- Знаю ли я, что от меня ждут?

- Есть ли у меня все необходимое для хорошего выполнения работы?

- Есть ли у меня возможность делать наилучшим образом то, что я умею делать?

- Получил ли я благодарность, признательность за хорошую работу в течение последних 7-10 дней?

- Кажется ли мне, что я интересен руководителю, как человек? Есть ли кто-то, заинтересованный в моем профессиональном росте в школе?

- Считаются ли с моими мыслями в школе?

- Чувствую ли я важность моей работы работы, определенной целью и миссией школы?

- Работают ли мои коллеги добросовестно?

_ Говорил ли кто-нибудь в школе со мной о моем прогрессе за последнее полугодие?

- Есть ли у меня в школе лучший друг?

- Есть ли у меня возможность в школе учиться и развиваться?

Если большинство ответов "да", то у школы есть возможность хорошего творческого развития.

Из Педагогического вестника "Три ключа":

К 2010 году огоньки (лаборатории и центры) Гуманной педагогики зажглись в 112 городах России, Эстонии, Латвии, Литвы, Беларуси, Украины, Болгарии, Грузии, Азербайджана, Киргизии, Казахстана.