Квинтилиан Марк Фабий – римский педагог и теоретик ораторского искусства, выходец из Испании. Получив образование в Риме, Квинтилиан остался в нем на всю жизнь; стал одним из выдающихся адвокатов и первым учителем профессионалом. В 70-х гг. н.э. открыл собственную школу риторики, ставшую в последствии государственной. Успех его на поприще образования был огромный. Из его школы выходили лучшие ученики, среди которых: Плиний Младший, возможно Тацит.  

 

     После двадцати лет педагогической деятельности Квинтилиан предался всецело литературным трудам, для которых раньше не располагал временем. На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд «Двенадцать книг риторических наставлений» (известный также как «Воспитание оратора»), заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста. Эту книгу изучали во всех риторских школах, наряду с сочинениями Цицерона. Лоренцо Валла в своём сочинении «О сравнении Цицерона с Квинтилианом» не побоялся поставить его выше «бога гуманистов» — Цицерона. Содержание труда таково: в I книге представлено начальное обучение ребенка; во II – обучение у ритора; книги III–VII посвящены inventio и dispositio (нахождению и распределению материала); книги VIII–XI описывают elocutio (стиль) и memoria (запоминание); в XII книге Квинтилиан нарисовал портрет совершенного оратора.

 

     В трактате рассматривалось не только обучение искусству красноречия, но и все, что способствует всестороннему воспитанию человека, ибо, по мнению Квинтилиана, только такой человек может сделаться оратором. Особенно интересны книги I, X и XII. В I книге Квинтилиан подчеркивает ответственность родителей за воспитание ребенка, важность выбора нянек и воспитателей, необходимость поощрять хорошие привычки, обучать не только латыни, но и греческому и давать пищу детскому уму. Квинтилиан указывает на преимущество школьного обучения перед домашним, заключающиеся в наличии момента соревновательности, говорит о том, что учителю необходимы особый такт и острота восприятия, рассматривает проблемы дисциплины и роль игр и отдыха. В Х книге Квинтилиан рассматривает круг чтения, которое должно составлять основную часть подготовки оратора. В этом беглом и в то же время достаточно полном обзоре греческой и римской литературы Квинтилиан высказывает множество суждений, выдержавших испытание временем. В XII книге он настаивает на том, что оратором может стать только высоконравственный и широко образованный человек.

     Марк Фабий Квинтилиан придавал большое значение природным данным, высоко оценивал природные способности детей и не сомневался в том, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей — память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого. Он выступал за индивидуальный подход к ученикам: «Справедливо вменяется в достоинство учителю, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнать, кто к чему способнее от природы. Существуют и в этой области громадные различия: в умах можно заметить не меньшее разнообразие, чем в телах. Это можно видеть на примерах самих ораторов, которые в способах выражений так различны между собой, что ни один не походит на другого, хотя многие из них подражали тем же любимым образцам. Из этого выводится заключение, что во всяком ученике лучше заботиться о природных дарованиях и направлять умы более всего туда, куда они сами стремятся. Как искусный учитель телесных упражнений всячески испытывает тело и склонности множества своих учеников, определяя каждому особый вид упражнений, так должен поступать и учитель красноречия: он прилежно наблюдает, кто из питомцев имеет больше склонность писать кратко и плавно, резко, важно, приятно, сильно, вежливо или чисто, и так приноравливается к каждому, чтобы в своем роде подвинуть его далее, ибо природа бывает сильнее при нашей помощи; а если повести кого-либо в не свойственную ему сторону, тогда ни в том, к чему меньше способен, он не успеет, да и то, к чему, кажется, склонен от рождения, ослабит небрежением» (II, 9).

      Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского-общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Римский педагог требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов.

      Марк Фабий Квинтилиан придавал большое значение профессиональной подготовке учителя, поскольку преподавание приобретает ясность только тогда, когда сам учитель обладает ясными знаниями в своем деле. Не меньшее значение имеют и его нравственные качества, которые позволяют установить доброжелательные, доверительные отношения между учителем и учеником.               Квинтилиан хотел воспитать оратора как философа, наделенного высокими нравственными качествами и научными знаниями; совершенного оратора он считал идеалом человека.

      Особенно широкую известность приобрели педагогически идеи Марка Фабия Квинтилиана в эпоху Возрождения, когда возрос интерес ко всему, что было связано с авторитетом античности.