Петр Федорович Каптерев (1849—1922) - блестящий русский педагог и психолог. Его заслугой является создание единой школьной системы психологически обоснованной дидактики, теории развивающего обучения. 

      Окончив Московскую духовную академию, он не остался в духовном звании, а перешел на светскую службу. П.Ф.Каптерев преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга и весьма активно участвовал в работе Петербургского комитета грамотности и различных педагогических обществах.  

 

         

      Педагог, философ, ученый творил в то время, когда шел интенсивный процесс формирования теории философии педагогики в самостоятельную отрасль знания. Это было время переосмысления традиционных философско-педагогических понятий и появлением новых, таких, как "образовательное знание", "учебный процесс", "образовательный процесс" и др. Уточнялось и переосмысливалось понятие "дидактика", с помощью новых методов исследовался педагогический процесс. Воспитательные и методические проблемы выходили на новый уровень. Становление творчества П.Ф. Каптерева пришлось на эпоху, в которой потребности социально-экономического развития, повлекшие за собой расширение сферы образования и борьбу различных социальных и политических сил в этой области, были главным и решающим фактором развития педагогики. Ученый принял "активное участие" в формировании теории образования, научного процесса и логике развития педагогической науки. 

       Труды П.Ф. Каптерева способствовали обобщению опыта передовых для того времени учителей и методистов, экспериментальным исследованиям процесса обучения, накоплению новых знаний о закономерностях познавательного процесса учащихся, которые не соответствовали в существующие представления о школьном обучении, и даже противоречили им. Ученый предложил обществу иную основу для развития теории - достижения сопредельных с педагогикой наук, с одной стороны, и новые знания о процессе обучения, с другой. Это позволило российской педагогической науке, теории образования начала XX века стать более содержательней и оригинальней, чем это можно представить на основании имеющихся в историко-педагогической литературе характеристик школьного обучения того времени. Кроме того, на прогрессивность педагогической теории продолжили оказывать влияние идеи 60-х годов XIX века, в первую очередь, К.Д. Ушинского.   И Петр Федорович Каптерев, как представитель русской педагогической науки начала XX века, явился их живым наследником.

       П.Ф.Каптерев детально разрабатывал не только ответы на вопросы, "чему учить" ребёнка и "что воспитывать" в нём, но на главные вопросы -"как учить ребёнка" и "как его воспитывать", что придаёт особую ценность творческому наследию философа-педагога. За всеми томами, написанными учёным, остро чувствуются конкретные дети (что бесконечно располагает к тщательному изучению работ П.Ф.Каптерева). Когда вся жизнь практического учителя сосредоточена на поиске действенных путей работы с детьми, и тем более с детьми "трудными", с которыми сейчас неминуемо соприкасается всякий, имеющий отношение к детству человек, становится бесконечно дорогой каждая "живая" мысль, без формальных, выхолощенных повторов уже известного, а насыщенная богатой, чувственной эмоцией, глубоким пониманием детской души, чего бесконечно много в творчестве Петра Фёдоровича. 

      В вопросах нравственного воспитания отечественная философско-педагогическая мысль во второй половине XIX столетия совершила мощнейший рывок от страстного, возвышенного призыва к духовному усовершенствованию общества, произнесённого Н.И. Пироговым, вскрывшим наболевшие "язвы" социальной жизни государства, но рассуждавшим в значительной мере в категориях абстрактного гуманизма, к философско-педагогической полемике. Логическим усовершенствованием, синтезом взглядов отечественных учёных на воспитание нравственности явились теоретико-практические разработки П.Ф.Каптерева, утвердившего, что истинно нравственным человек может стать лишь прочно соединив личное и общественное в продуктивно направленной для блага людей деятельности, и создавшего на этой основе стройную систему духовного воспитания ребёнка. 

      Большая культура позволила П.Ф.Каптереву научно синтезировать тот интеллектуальный философско-педагогический багаж, который был к тому времени уже накоплен зарубежными и отечественными авторами; его незаурядный талант популяризатора много содействовал научному просвещению народа, особенно учительских масс; блестяще выполненные учёным исторические обзоры предоставили богатый материал для изучения истории философско-педагогической науки.

      П.Ф.Каптерев много сделал для развития теории дошкольного и семейного воспитания, отвечающей потребностям России начала века и основанной на учёте данных детской психологии, современных тому времени, когда писались работы учёного (сегодня мы с радостью можем констатировать, что, переступая порог следующего тысячелетия, наука о воспитании нового поколения явственно нуждается в рекомендациях мудрого профессора).

     Широко известные каптеревские термины "педагогическая психология", "педагогический процесс" надёжно упрочились в научной литературе и применяются среди специалистов самым естественным образом, правда, к сожалению, далеко не все знают о том, что именно П.Ф.Каптерев находился у самых истоков педагогической работы с детьми. Многие соображения, высказанные учёным П.Ф.Каптеревым, для научных работников наших дней могут показаться теми "очевидностями", которые, пожалуй, по мнению некоторых, не особо заслуживают внимания. В общих чертах ознакомившись с трудами талантливого философа-педагога, иные критически настроенные учёные мужи могут сказать, что подобные азы в области воспитания известны обществу и без Петра Фёдоровича Каптерева (но первоначально-то с его подачи); вместе с тем, будут глубокой ошибкой оценивать эти положения, исходя из того, что поднимаемые проблемы на сегодняшний день уже достаточно подробно изучены. Современное вербальное подтверждение установленных поколениями исследователей воспитывающих устоев отнюдь не означает их реального воплощения в практике жизни. Расхождение между словом и делом, декларация нравственных истин и зачастую полное несоответствие им - одно из самых распространённых явлений нашей действительности. 

      Жизнь и деятельность П.Ф.Каптерева могут явиться ярчайшей моделью того, каким должен быть "добрый общественник"; для учителей, психологов, родителей образ учёного может стать примером того, к чему следует стремиться, до чего нужно расти, самосовершенствуясь. То, что некоторым современным людям кажется удивительным, не было таковым для самого Петра Фёдоровича; те истины, которые он утверждал, прежде всего для него самого не были пустыми словами. П.Ф.Каптереву были свойственны живость мировосприятия и искренность отношений, у него можно учиться бескорыстно-жертвенному отношению к Родине и детям, это его существо, его суть.

 

По материалам исследования к.ф.н. Белоусова С.О. "Мировоззрение П.Ф. Каптерева: историко-философский анализ" (2004)