Владимир Иванович Вернадский (1863- 1945) — русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и гуманист. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, он был крупным общественным деятелем, талантливым организатором, просветителем и педагогом.
 

    Важное значение в жизни В.И.Вернадского имела просветительская деятельность, в которой он видел возможность реализации своего стремления заставить науку работать на благо людей. "Задача человека заключается в доставлении невозможно большей пользы окружающим", - так сформулировал свое кредо В.И.Вернадский в 1884 году.

    Становление нравственных и духовных идеалов В.И.Вернадского происходила в кругу  членов своеобразной общины, получившей название "братство". Братство было попыткой, коллективным укладом жизни, искания смысла", - писал В.И.Вернадский. Духовное развитие народа члены общины связывали с необходимостью образования, с внесением сознательного начала в массы.  Владимир Иванович достаточно хорошо знал быт крестьян, жизнь которых была "тяжела, невыносима экономически и ужасна в духовном отношении". Именно поэтому он много внимания уделял просвещению народа. С его помощью удалось не допустить резкого сокращения земских школ в Моршанском уезде Тамбовской губернии, а также добиться через Сенат разрешения на открытие общеобразовательных воскресных школ, подчиненных земству, а не духовному ведомству. В.И.Вернадский принимал участие в разработке общеземской культурной программы, был одним из организаторов неофицальных земских совещаний, на которых не раз высказывался о необходимости создания многочсленных кружков грамотности, с помощью которых он мечтал добиться коренного улучшения в сфере народного просвещения. В селе Подъем Тамбовской губернии им была построена собственная школа, которую удавалось содержать вплоть до 1917 года: снабжать пособиями, заботиться о подборе учителей. В.И.Вернадский финансировал и школу в имении Шигаевка Рязанской губернии. 

    Идеи уважения к личности ребенка, развитие его творческих сил, активности были характерны для четы Вернадских, много  размышлявших о путях и методах нравственого воспитания, в котором немаловажное значение придавалось минимизации "произвола, раздражения, гнева" формированию "высокой домашней среды".  В.И.Вернадский писал, что "одна из задач воспитания, и самая главная, - осмыслить жизнь и цель жизни должна проходить сквозь все воспитание. Эта цель может быть дана религией (в широком смысле), может быть понята в смысле работы на пользу человечества, может быть поставлена  гражданским обществом". Воспитание человека должно быть организовано "в связи с изучением жизни идей, истории человека".

    Педагогический и организаторский талант  В.И.Вернадского ярко проявился в преподавательской и научной деятельности.   Слушательница его лекций на Высших женских курсах О.М.Шубникова вспоминала, что "Владимир Иванович читал лекции просто, без каких либо ораторских приемов, но каждый из сообщаемых им фактов он освещал исторически, указывая на новые перспективы или новые идеи, рождающиеся в процессе развития науки, а потому лекции его слушались с огромным интересом".

    По воспоминаниям дочери ученого Н.В.Вернадской- Толль, с учениками он был очень близок, входил во все проблемы их работы и жизни, своей верой в них учил их верить в себя и свою работу. "Изумительная мягкость и доброта, поразительная теплота и внимательное отношение к людям в обыденной жизни сочетались в нем с удивительной твердостью воли и настойчивостью в достижении поставленных целей". 

   Труды В.И.Вернадского сыграли значительную роль в становлении современной научной картины мира. Его учение о биосфере - одно из крупнейших научных явлений ХХ столетия. Центральным в этой концепции является понятие живого вещества. Совокупность живых организмов, по мнению  В.И.Вернадского, представляет собой непрерывный в пространстве и во времени монолит жизни, который согласно его представлениям неразрывно связан с космосом и испытывает воздействие различных форм космической энергии. В сердцевине концепции лежит мысль о функциях организмов на Земле, которая удивительно переплетается с нравственной установкой: стать необходимым, дать нечто такое окружающим, что можешь дать только ты и никто другой.

   Необходимость человека в биосфере обусловлена его способностью мыслить, менее важны его остальные свойства. Человек как уникальное живое вещество биосферы, наделенное сознанием, выполняет особую космическую функцию - создает ноосферу. Форму энергии, связанную с жизнедеятельностью людей, ученый называет энергией людской культуры или культурной биохимической энергией. В.И.Вернадский часто говорил: "Мыслящий и работающий человек есть мера всему". В этой фразе сказано о двух сущностях человека - быть размышляющим, рефлексирующим и одновременно обладать способностью действовать.  

   Ученый многократно подчеркивал, что духовная сила общества создается творческой самостоятельной работой лиц во всех областях культурной жизни - науки, философии, религии, искусства и общественной жизни. Поэтому образование и воспитание должно быть ориентировано на подготовку прежде всего творцов культуры, на максимальное проявление индивидуальных качеств человека. 

  (Использованы материалы статьи А.М.Панкрушиной, В.С.Веркашинской "Просветительская и педагогическая деятельность В.И.Вернадского"//Педагогика, № 9, 2001, с.57-62).