Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) - один из ведущих православных мыслителей русского зарубежья, религиозный деятель, историк русской философии, психолог и педагог.  Современники оставили о нем самые светлые воспоминания: «Пастырь добрый. Мягкость, сочувствие, излучение какого-то природного оптимизма, человечность». И еще: «Его к людям тянуло, и не затем, чтобы навязывать им что-то, а чтобы передавать свет, знания, благодать». 

   

    

      В. В. Зеньковский внес значительный вклад в развитие педагогики XX века. Драматическая судьба ученого-эмигранта обусловила непростой путь эволюции его педагогических и религиозно-философских воззрений. В разные периоды его жизни (киевский, белградско-пражский, парижский) доминирующими оказывались те или иные политические, социальные или психологические факторы, влиявшие на основные события жизни и научного творчества ученого, среди которых выделяются организаторская и научно-педагогическая деятельность в эмиграции, особенности детского, научного, педагогического и религиозного социума, динамика мировоззрения, переход от светской жизни  в лоно православной церкви и др.
       Как историк образования В.В.Зеньковский впервые дал анализ развития русской педагогики XX в., отметил зарождение "новой педагогики", указав на две важные ее тенденции: стремление педагогики к органическому синтезу и целостности воспитания и перенос акцентов с проблем образования на целостный личностно-ориентированный воспитательный процесс.
      В центре научных и религиозных исканий В. В. Зеньковского стояла личность развивающегося ребенка в целостном образовательном процессе, ее биологический, социальный и эсхатологический пласты в их "иерархическом"' строении. Он глубоко исследовал факторы, обусловливающие духовно-нравственное вызревание личности. В христианской антропологии он нашел основания для построения оригинальной педагогической концепции духовного воспитания личности. Его привлекала в ней возможность соединить общечеловеческие и религиозные ценности, придать педагогике гуманистический характер, поставить личность в центр воспитательного процесса с его личностной ориентацией, подчеркнуть приоритетность духовного воспитания над эмпирическим, чисто интеллектуальным. Определяющим стал взгляд на воспитание личности как образа и подобия Божия.
      В педагогике Зеньковским пройден путь от неконфессиональной гуманистической педагогики, строящейся на религиозных началах, до православной педагогики "духовного устроения", основанной на христианской антропологии, от педагогического плюрализма до "мировоззренческой" религиозной педагогики. В его взглядах нашли свое выражение сплав русской и западно-европейской культуры, философии, психологии и педагогики, их соединение с православной религиозно-философской мыслью.
     Глубокое проникновение в христианскую антропологию, тонкое понимание детской психологии, а также педагогики позволили ему убедительно показать: при всей зависимости человека от природы и социальной среды динамика внутреннего становления детской души основана на счастливом соединении веры и знания.  Центр жизни ребенка по Зеньковскому - его "духовное сердце". Поэтому цели обучения достигаются лишь в здоровом, радостном, воодушевляющем детей потоке воспитания.