Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987) - советский композитор, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР. Доктор искусствоведения. Действительный член АПН СССР.

 

       «Веры в то, что музыка сможет стать моей профессией, - писал Дмитрий Борисович в своих воспоминаниях,-  не было ни у меня, ни у моего отца. Еще учась в школе, вероятно, под влиянием своей деятельности в школьном суде, я стал думать о юридической карьере и собирался поступать в Университет. Однако весной 1922 года, когда я пошел подавать заявление о приеме, меня постигло большое разочарование: в Университет принимали только по рабочим командировкам, я же был сыном служащего, да еще бывшего дворянина. У меня даже не приняли заявление. Но расставаться со своей мечтой мне не хотелось. Я узнал, что в Социально-экономическом институте им.Ф.Энгельса можно держать конкурсные экзамены без всякой командировки. Я подал документы и поступил, несмотря на большой конкурс. Однако свойственная мне вообще разбросанность и аппетит к самым разным занятиям и здесь не дали мне покоя. Унаследовав от отца любовь к рисованию и занимаясь этим с детства, после поступления в институт я поступил в Студию живописи и рисования. Конечно, скоро я обнаружил, что одновременно заниматься в Музыкальном Техникуме, Социально-экономическом институте, студии живописи и при этом еще служить – с 1922 года я стал работать в Музыкальном Техникуме – немыслимо даже при моей большой  работоспособности. В середине года я бросил студию, весной – институт. Музыка сделалась моим единственным серьезным делом. Три года – с 1922 по 1925 – определили все дальнейшее течение моей жизни. Постепенно я стал чувствовать, что весь смысл моего существования – в музыке и, главное, что музыка может и должна стать моей профессией".

 

 

        Во всем мире имя  Д.Б.Кабалевского ассоциируется с молодостью и молодежью, хотя среди его сочинений – 4 симфонии, 2 струнных квартета, 7 инструментальных концертов, 7 опер и оперетта, кантаты и оратории, романсы и вокальные циклы, музыка к 14 кинофильмам и 18 драматическим спектаклям, к радиокомпозициям, более полутора десятков книг и несчетное количество статей. Однако, из более чем 400 произведений основная часть сочинена для детей и юношества.              
       Предназначением всей жизни Кабалевского стало быть Учителем в самом всеобъемлющем смысле этого слова. В нашей стране не было школы или пионерского лагеря, Дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка и особенно – песни. Много лет с телевизионного экрана не сходило его лицо, по радио звучал его голос. 
Имя Дмитрия Борисовича Кабалевского знали в каждой семье, он нес людям радость и учил их радоваться, Он искренне верил, что « в нашем грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться, эвонко-звонко смеяться….»

 

Из воспоминаний учеников о Д.Б. Кабалевском:

      Волчанская Тамара Викторовна, заведующая кафедрой психологии Волгоградского филиала Московского гуманитарно-экономического института

       Отсидев положенное время на уроках пения в школе, пройдя практику как учитель пения в общеобразовательной школе, я однажды осознала, что такая система одностороннего музыкального воспитания зашла в тупик. Такого мнения придерживались многие практикующие коллеги. Но нашелся в нашей стране человек, который научно доказал, что далее такое преподавание носит антигуманный, разрушающий нравственность детей характер. Этим человеком был Дмитрий Борисович Кабалевский – замечательный композитор, пианист, педагог-гуманист, создавший уникальную систему эстетического воспитания школьников средствами музыкального, изобразительного, драматического искусства, прозы, поэзии и др. 
       Подобной программы не было ни до, ни после создания Дмитрием Борисовичем в 60-х гг. прошлого века концепции музыкально-эстетического воспитания и образования. Она была горячо принята всеми мыслящими, творческими учителями-профессионалами не только в нашей стране, но и в ряде зарубежных стран. Программа отличалась полной методической и технической оснащенностью для работы учителя и школьников на уроках «Музыки» с первого по восьмой класс включительно. Основные идеи, положенные в основу принципиально новой концепции воспитания и образования детей средствами искусства, вдохновили учителей и на территории бывшего СССР, и за рубежом.
        В 1986г. мне было предложено выехать в г. Цвиккау (Германия) для чтения лекций на музыкальном факультете педагогического института о системе Д.Б.Кабалевского. В школах Германии реализуется стройная, последовательная система музыкально-эстетического воспитания с 1 по 12 классы. Но интерес немецких коллег к идее, выдвинутой нашим замечательным педагогом-гуманистом, был настолько велик, что они посчитали необходимым осмыслить принципиально новый подход к музыкальному воспитанию школьников в нашей стране.

      Маслова Ренальда Ромуальдовна, проректор по воспитательной работе Волгоградского института искусств им. П.А.Серебрякова 

      Незадолго до своей кончины Кабалевский Д.Б. горестно заметил, что все негативные явления, которые, к сожалению, выплыли на поверхность, - это все результат не того, что плохо учили в школе химии, географии или математике, а того, что не воспитывали душу человеческую, сердце не воспитывали, сознание не воспитывали. Воспитания не было.
      Тридцать пять лет назад судьба подарила мне возможность участвовать в эксперименте по реализации концепции музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского в школах Волгограда и Волгоградской области и возможность общаться с удивительным человеком, музыкантом и педагогом – Дмитрием Борисовичем. Именно с этого времени начались «мои университеты». Программа перевернула многие представления о педагогике и психологии, истории и теории музыки, о методике преподавания музыки. Кабалевский говорил, что учитель должен подняться до уровня ученика и, взяв его за руку, идти с ним в мир музыки, открывая этот мир не только для своего воспитанника, но и для себя. Ведь музыка – это простой и эффективный канал передачи информации ребенку, который принимает ее всей душой, не сомневаясь. 
      Дмитрий Борисович впервые обратился к личности человека. Программу он создал не как набор знаний и умений, которые надо усвоить, а как путь, способ познания мира и себя. В музыкальном воспитании, да и в любом другом способе познания мира, главным становится процесс познания, происходящий в учителе. Тогда происходит не объяснение, не преподнесение материала, неизбежно адаптированного к уровню ребёнка, а скорее “заражение”, “пробуждение”.   Ученик, получая импульс, сам продолжает своё развитие. 
       В основе концепции музыкального воспитания лежит книга Д.Б.Кабалевского «Про трех «китов» и про многое другое», от себя хочу добавить, что в его концепции есть ещё три «кита» - это ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ в силу музыки и будущее наших воспитанников.

      Сухова Ольга Михайловна, учитель музыки школы-интерната № 2 г. Волгограда, Заслуженный учитель РФ

       Нам очень повезло, что мы попали в группу учителей музыки, которым на практике показывали, доказывали педагогическую систему воспитания детей уроками музыки по экспериментальной программе Д.Б.Кабалевского. Живым увидеть, почувствовать, заразиться идеями этого замечательного человека – педагога, композитора – это было для нас счастьем.
       Обстановка на курсах была очень творческой. Слушали лекции, смотрели открытые уроки, спорили, пытались внести что-то своё, нестандартное, давали уроки музыки своим сокурсникам. Приезжая на курсы, мы постоянно посещали спектакли московских театров, ходили в музеи, приобретали книги, слайды, репродукции, ноты. Ведь Дмитрий Борисович был высоко интеллигентным человеком, огромной эрудиции, большого такта – и таким, конечно, он хотел видеть каждого учителя музыки.
       Главную задачу, которую ставил перед нами Мастер, он видел в том, чтобы искусство, и сам учитель заняли достойное место в школе, в обществе.
Директора школ, которых мы по возвращении из Москвы знакомили с идеями Программы музыкально-эстетического воспитания, заражались новыми идеями: оформлялись кабинеты музыки, в расписании уроков предусматривалась возможность посещения уроков музыки завучами, учителями, студентами, что способствовало повсеместному распространению этого опыта.
       Педагог-музыкант, художник, творчески мыслящий, творчески преподающий, - только такой человек мог вырастить из своих питомцев людей с художественным, музыкальным, эстетическим вкусом, а главное, - с высокой нравственностью. Единые принципы лежали в основе всей системы музыкального образования, а идеи педагога-гуманиста благодаря ему и его ученикам претворились в жизнь. И нам выпало великое счастье творить, работать в то чудесное время, когда жил Дмитрий Борисович Кабалевский.