Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) - украинский советский педагог. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).  

      Василий Александрович Сухомлинский родился в селе Васильевка на Херсонщине (Кировоградская область Украины) 28 сентября 1918 года  в бедной крестьянской семье. В родном селе он окончил семилетку, а позже - подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте.
      Возрастал и мужал Василий Александрович, как и большинство его ровесников, в трудные для страны годы войн и тяжелых испытаний. Однако, жажда знаний, образования привели его в стены Полтавского педагогического института, который ранее закончил А.С.Макаренко. Сухомлинский стал учителем украинского языка и литературы. Но грянула Великая Отечественная, и 22-х летний учитель отправляется на фронт и становится политруком роты. 
      В боях он получает тяжелое ранение, направляется в госпиталь в Башкирию, а после поправки здоровья, с осколком около сердца, который он носил всю жизнь, пережив величайшую личную трагедию (гибель от рук фашистов жены и сына), Василий Александрович возвращается в Украину, в Кировоградскую область, заведует районным отделом народного образования, а с 1948 года становится бессменным директором Павлышской средней школы.
      Павлышская средняя школа становится научно-практической лабораторией гуманной педагогики, когда в центре образования ставится личность ребенка, его настоящее и будущее, и это в 50 - 60-е годы, когда еще были живы идеи тоталитаризма в обществе, когда страна искала пути построения  свободного, демократического государства! Такое государство должен строить мудрый, гуманный, нравственный, свободный человек, а он возрастает в семье и школе. 

 

 

      Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского разносторонне. Его волновали все аспекты формирования личности - духовное, мировоззренческое, умственное, гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание ребенка в их единстве.
      «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, тяжелых переживаний, беспокойства другим людям. Умей поддержать, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое  горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие – одеревенение, окостенение сердца. Равнодушный – душевно слепой человек…».
      Вслед за А.С.Макаренко он признает великую силу здорового коллектива в раскрытии тончайших аспектов таланта каждого ребенка. В этом гармония педагогического труда: от коллектива к личности и от личности к коллективу. «Нельзя воспитать человека, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий нужно, должен, обязан. Но дисциплинирование, выражающееся только в запретных нормах -худший вид нравственного воспитания. Уважение и доверие к воспитателю воздействуют на. сознание и чувства воспитанника».
      Много ценнейших наблюдений, обобщений и выводов несет стройная дидактическая система, реализованная В.А.Сухомлинским. Эта система основывалась на прогрессивной педагогической мысли прошлого и современности, на творческом развитии идей Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского и др. В дидактической концепции В. А. Сухомлинского характерным выступает внутреннее сущностное единство процессов воспитания и обучения детей. Вводя ребенка в мир знаний, развивая его творческую мысль, вселяя уверенность в свои жизненные силы, педагог доставляет детям истинную радость бытия, познания, существования. 
      «Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Но сама жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь, чтобы учение - этот самый серьезный и самый кропотливый труд ребенка - был с то же время и радостным трудом, укрепляющим духовные и физические силы детей».
       Он видел, что у одного ребенка поток мыслей течет бурно,
стремительно, рождая все новые образы, у другого - как широкая,
полноводная, могучая, таинственная в своих глубинах, но медленная река. Даже незаметно, есть ли у этой реки течение, но оно сильное и неудержимое, его не повернуть в новое русло, в то время как быстрый, легкий, стремительный поток мысли других ребят можно как бы преградить, и он сразу же устремится в обход,
       «Ребенок появляется на свет со многими миллиардами клеток, тонко реагирующих на окружающую среду и способных - при определенных условиях — выполнять мыслительные функции. Эти клетки составляют материальную основу его сознания. Ни одной новой клетки за период от рождения до зрелости, от зрелости до старости природа не прибавляет. В период младенчества нервной системы клетки мыслящий материи должны повседневно упражняться в активной деятельности, и основой для этих упражнений является живое восприятие, наблюдение, созерцание. 
       Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной
жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех».
Величие всякого открытия, как и всякой гуманной теории в том и состоит, что ей дано предвидеть будущее. Так и мысль В.А.Сухомлинского о разумно рассчитанном напряжении педагогического процесса, целенаправленного душевного равновесия, ровных отношений как никогда актуальна в наше время, в нынешней школе и детском саду.