9-11 января 2012 г. Одиннадцатые педагогические чтения "Учитель, вдохнови меня на творчество!"

Эти Чтения были особенные, поскольку они открыли новое десятилетие совместных поисков. Результатом первого десятилетия стало создание и успешная работа многих центров гуманной педагогики, получившая признание на территории ряда стран, а также регистрация национальных центров гуманной педагогики, их объединение в Международный центр и начало работы Президиума Международного педагогического объединения. Разработан Манифест, адресованный к педагогической общественности, в котором сформулированы ясные цели и задачи движения гуманной педагогики, намечены перспективы его развития.

Удивительными, насыщенными были дни работы Одиннадцатых Международных педагогических чтений!  Свыше 700 участников из пяти стран приехали на Чтения.

День первый.

День второй.

Персона в Гуманной педагогике.

Вера Геннадьевна Александрова, доктор педагогических наук, профессор МГПУ, Рыцарь гуманной педагогики, Москва, Россия

МОЙ ПУТЬ В ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

"Сейчас, по прошествии времени, я поняла, что рубрика «Персона» – это урок, урок жизни, урок, открытый сердцем каждому человеку, сидящему в зале. Я была предельно откровенна и искренна, я шла через чувства к раскрытию своего пути в гуманную педагогику, в жизнь. Очень высоко ценю мысль «урок как художественное произведение». Это во многом и определила форму и логику моего выступления, его эмоциональный характер.
Моё рождение я осмысливаю как чудо. Кончилась война... Вернулся отец, прошедший её с первого до последнего дня. Мама была истощена непосильной для неё ношей. Оставшись с четырьмя детьми, она, выросшая в весьма состоятельной семье, никогда не знала что такое физический труд. Она понимала, как в 40 лет было рискованно рождение ребёнка, но всегда была человеком истинно верующим, и потому родилась девочка Вера. А она ушла из этой земной жизни...
Только позднее я начала осознавать душой и сердцем, что мама передала мне вместе с этим именем веру в жизнь, в добро и в любовь. Позднее прочитала у К.Д. Ушинского: «истинная вера впитывается с молоком матери».
Воспитывали меня сёстры. Старшая сестра преподавала немецкий язык в школе, другая сестра работала воспитателем в детском доме. Они были строги: учили меня не только читать и писать, но как правильно сидеть, ходить, говорить. Как только в городе открылась музыкальная школа, меня сразу же определили на обучение по классу фортепиано. Читала я много, прочитала «запоем» практически всех классиков отечественных и зарубежных, знала хорошо современную литературу, увлекалась поэзией. Во многом именно вот такое поэтическое отношение к жизни в условиях трудного послевоенного времени и определило те нравственные устои и моральные принципы, которым я верна до сего дня. Я привела в выступлении только одно стихотворение Н. Заболоцкого «Стихи о некрасивой девочке», но именно его я читаю своим студентам на одной из первых лекций по педагогике, пробуждая в них главное: «что есть красота и почему её обожествляют люди?» Понимание того, что «красота спасёт мир», красота души, внутренняя красота человека и есть тропинка, ведущая к красоте мысли, поступков, всей жизни человека. Это путь к гуманной педагогике. Вот так она и прорастала в моем сердце. Как трепетно я начала свою педагогическую деятельность в музыкальной школе, как естественно ко мне пришло понимание, что каждый мой ученик – это явление, я училась понимать их чувства, настроение и щедро дарила им свою любовь. Я открывала им жизнь с новой стороны, через мир чувств, человеческих отношений, переживаний. Мы вместе «рисовали» картины природы, писали к ним стихи, и они верили, что есть живые звуки, живое слово, а главное – живая мысль. Постепенно во мне прорастало удивительное по силе чувство, что я – учитель, а с ним благородство, вдохновение, творчество, ответственность и осознание того, что я рождена быть учителем...
Моя работа в музыкальной школе со временем как бы переросла в в более масштабный интересный проект – создание первого в России Центра художественно-эстетического воспитания в школе: «Через прекрасное – к доброму!» Это было удивительное время – 1988 год, когда мы все поверили в перестройку, а с образования сняли тяжкие оковы единообразия. Мы работали увлечённо, с задором, окрылённые новыми творческими идеями. Мы поверили, что свежий ветер перемен поможет школе стать «гуманной и развивающей». Именно тогда, на первом съезде учителей, смело прозвучали идеи Шалвы Александровича Амонашвили о необходимости возрождения гуманной педагогики.
Наша программа эстетического воспитания вызвала большой интерес. Она охватывала всех: учителей, учеников, родителей, и являла собой истинное сотрудничество. Для малышей была программа «каждому – дело по душе», и по субботам всегда было шумно; учащиеся средних классов больше увлекались обучением игре на гитаре, посещали студии современного или бального танцев, увлекались архитектурой и были ответственными за работу школьного телевидения, ну а старшеклассники отдавали предпочтение художественному творчеству: издавали литературный альманах, проводили музыкальные гостиные, устраивали выставки и вернисажи, общаясь с молодыми поэтами, музыкантами, художниками.
Школу посещало много гостей разного уровня. После одного из интегрированных уроков «Сонеты Шекспира» я получила приглашение пройти стажировку в образовательных учреждениях Америки. Затем были школы Германии и Франции, поездка в Грецию, Испанию и др. Это был мощный толчок в развитии моего мышления, восприятия окружающего мира, постижения культуры других народов. А моя активная творческая деятельность в Центре художественно-эстетического воспитания нашла своё научное выражение в кандидатской диссертации по теме «Гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса в школе».
Встреча с Шалвой Александровичем Амонашвили не была случайной, это тоже было предопределено судьбой. Так получилось, что у меня никогда не было любимого учителя... Поэтому, когда в нашей новой квартире вечером раздался звонок и приятный мужской голос сказал:«Добрый вечер! Это Шалва Александрович Амонашвили. Я приглашаю Вас работать в своей лаборатории гуманной педагогики», – это тоже было чудо! Это было просто невероятно! Это чувство служения великому делу я сохраняю в себе до сих пор.
Когда я пришла в лабораторию, Шалва Александрович сказал: «Мне нужен помощник, и он должен быть доктором наук». Это совсем не входило в мои планы. Я уже была кандидатом наук, доцентом кафедры педагогики Московского городского педагогического университета. Меня очень увлекла моя работа со студентами и при этом у меня было много свободного времени: я не пропускала ни одной интересной выставки, по-прежнему много читала, ходила на все премьеры в театрах, следила за новинками. Я хорошо понимала, что такое работа над докторской диссертацией. Но моим научным консультантом согласился быть Шалва Александрович, и вопрос был решён. Восемь лет напряжённой исследовательской деятельности.А потом защита докторской диссертации по теме: «Влияние христианского учения на развитие педагогической мысли».
В лаборатории я познакомилась ещё с одним потрясающе интересным человеком. Сегодня, оглядываясь назад, я начинаю понимать, какую огромную роль в становлении гуманной педагогики сыграл академик Дмитрий Дмитриевич Зуев, заслуженный профессор МГПУ. Это благодаря его инициативе появилась в своё время книга «Здравствуйте, дети!», перевернувшая сознание многих тысяч учителей. Задумав издание Антологии гуманной педагогики, Шалва Александрович обратился именно к Дмитрию Дмитриевичу, и родился удивительный творческий союз. Вы знаете, как уникальна и неповторима каждая книга Антологии! Лучшие педагоги, исключительно интересные люди выступают в качестве составителя тома, «первого читателя», как профессионально осуществлён выбор произведений и академически выверена
каждая страница. Это уникальное издание книг, обращённых в будущее.
Вот так втроём мы принялись осуществлять одну из важнейших творческих идей Ш.А. Амонашвили – подготовку Первых международных педагогических чтений. Сегодня мы уже не помним, как было трудно, главное – было здорово! Успех окрылил нас, и появились Вторые чтения, Третьи, а сегодня уже Одиннадцатые. Каждая ступень для нас всех – путь духовного восхождения! Тогда же начала «вырастать» и научная школа Ш.А. Амонашвили. Первые научные достижения, первые защиты, у кого-то первые статьи и книги. Только наша лаборатории выпустила за эти годы 2 докторские и 7 кандидатских диссертаций, а по России – более 100 работ. Я также благодарна профессору Михаилу Викторовичу Богуславскому, который стал советником и другом всего нашего сообщества, верным другом нашей семьи и в трудные для меня минуты я рада чувствовать его плечо.
Тогда сбылась и моя юношеская мечта. Я оченьхотела учиться в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультете журналистики, но меня захлестнула волна педагогической любви к детям, и я уже не захотела оставлять школу. Но у жизни свой ход, и в 2000 году меня пригласили преподавать в этот университет. Мне сегодня очень приятно, что я могу не только рассказать о том, как нам было интересно, но даже на фотографии мои студенты-магистранты встали так, что была видна главная идея наших занятий – без сердца что поймём? А я нашла всё более чётко осознавала, что главное в жизни педагога – любовь! Мои студенты стали моим миром. В одной из последних открыток они написали:
«Уважаемая Вера Геннадьевна! Вы действительно педагог от Бога. Педагог у которого хочется учиться!»
«Дорогая, уважаемая, всеми любимая, Вера Геннадьевна! <...> Я в восторге от Вас и Ваших лекций!»
«Спасибо! Вы научили меня смотреть на вещи с любовью и пониманием. Я очень благодарна Вам»
«Спасибо Вам за вашу доброту! После лекций я ухожу одухотворенный!»
«Вера Геннадьевна! Вы обладаете удивительным талантом вести за собой своих учеников! Спасибо, что Вы есть!...»

Виктория Федоровна Бак, учитель биологии УВк №11, Учитель-методист, Отличник образования Украины, Рыцарь Гуманной педагогики, Украина, Донецкая обл., Артемовск

ЗВЕЗДНЫЙ ВЕТЕР НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ или ОТКРЫТИЯ, КОТОРЫЕ НАС ВДОХНОВЛЯЮТ

« Звезды, свет от которой только теперь достиг Земли, уже не существует, но её ветер продолжает нести в бесконечность вещество и энергию, оживляющие Космос. »
Двадцать девятого апреля 2009 года американский космический телескоп Swift, предназначенный для обнаружения сверхновых звёзд, зарегистрировал вспышку сверхновой GRB 090429B. «Ее свет отправился в путешествие, когда Вселенной было всего 600 млн. лет «от роду» и в ней только начинали формироваться первые протогалактики»1.
Возраст нашей Вселенной почти 14 млрд. лет. Звезды, свет от которой только теперь достиг Земли, уже не существует, но её ветер продолжает нести в бесконечность вещество и энергию, оживляющие Космос. Все видимые и невидимые нами звёзды не только «дают свет», как выражаются астрофизики, но и снабжают Вселенную веществом и энергией, а без них первичный Хаос Мироздания не смог бы структурироваться в Прекрасное Устройство, в Космос.
Звездный и солнечный ветер – это постоянное истечение плазмы звезд и Солнца в межзвёздное пространство, непрекращающийся поток заряженных частиц, вызывающий к жизни целые миры. Он является основной причиной всех эволюционных изменений на Земле, в том числе и причиной появления жизни и человека.
«Космические излучения, – пишет В.И. Вернадский в работе "Биосфера", – вечно и непрерывно льют на лик Земли мощный поток сил, придающий совершенно особый, новый характер частям планеты, граничащим с космическим пространством. <...> Образованная им земная поверхностная оболочка не может, таким образом, рассматриваться как область только вещества; это область энергии, источник изменения планеты внешними космическими силами».
Астрофизики утверждают, что звездное вещество входит в состав всех тел Вселенной. Тело человека тоже состоит из вещества, подаренного звёздами. Жители планеты Земля получают от звёздного ветра энергию и вещество даже тогда, когда звёзды, пославшие его, уже погасли. Биосфера Земли развивается непрерывно за счёт мощных энергетических потоков извне. Мы можем предположить, что человек трансформирует звёздный и солнечный ветер не только в изменения физического тела, но и в результаты своего творчества, создавая новый мир вокруг себя, не подозревая о его космической природе.
Школьный учитель – житель планеты Земля, на отрезке своей жизни он носитель опыта череды людских поколений, и его задача передать опыт молодому поколению человечества. Настоящий учитель напоминает звёздный ветер, он несёт поток энергии, вдохновляющий ученика на изменения и развитие. Процесс этот, начавшись в школе, может продолжаться даже тогда, когда учителя не станет.
« Надо мыслить себя не только земными жителями, но и вселенскими. Надо верить, что в нас есть своё предназначение, своя миссия; верить, что мы несём служение Свету, а вдохновение нам нужно для успешного исполнения возложенных на нас задач»...

Хорошо помню свой урок географии в 6 классе, когда учитель нам сообщил о том, что мы совершенно одиноки во Вселенной и являемся результатом случайного стечения обстоятельств. Он не объяснил нам, что ждёт человечество в будущем, но мой детский ум ужаснулся перед перспективой развития в холодной пустоте Космоса, которая, скорее всего, также случайно закончится, как и началась. Я представила нашу песчинку – Землю, летящую в черноте и холоде, представила, как много опасностей её ожидает и подумала, что жизнь не имеет смысла, так как мы обречены на одиночество и неминуемую гибель в глубинах Космоса.
Для растущего человека вся Вселенная заключается в его родителях, потом она расширяется и начинает вмещать друзей, а потом и учителя. Первого любимого учителя и других жизненно важных взрослых. Их духовные миры пересекаются с духовным миром ребёнка и иногда, если они любят друг друга, соединяются и взаимнообогащаются. У духовного мира есть одно важное качество: он беспределен, если сам человек не поставит предела его развитию. Можно сказать, что он беспределен от рождения, от того врождённого чувства, которое соединяет человека, звёзды и солнце. По мере своего взросления человек меньше смотрит на звёзды и на самые обычные явления жизни, а без них внутренняя бесконечность не получает подтверждения. Человек, думая, что приобретает жизненный опыт и утверждается в жизни, ограничивает свою бесконечность, данную ему от рождения, когда проецирует в неё конечные и ограниченные явления. Ребёнку необходимо подтверждение бесконечности в любимых людях, в книгах и научных открытиях. Он должен иметь источник, питающий его внутренний духовный мир, в виде возвышенных и прекрасных образов, соответствующих прекрасной бесконечности души. Рёбёнок нуждается в образах, окрыляющих его на взрослую жизнь, ему нужны красивые и захватывающие дух научные теории, не ограничивающие перспектив его собственного развития. Ему просто необходимо мыслить себя жителем не только земным, но и Вселенским.
Одним из современных астрофизических открытий, ставящих на один уровень человека и Вселенную и дающий растущему человеку уверенность в том, что он не случайное явление на Земле, является антропный принцип организации Вселенной. Суть его заключается в следующем: «Свойства Вселенной такие, какими они должны быть для того, чтобы обеспечить появление и существование человека» или «существование Вселенной, человечества и каждого человека – взаимосвязанные части единого процесса». Согласно антропному принципу, человечество, как и жизни на Земле, – результат объединения целого ряда благоприятных условий или совокупности случайностей. Физические постоянные (ФП) нашего мира, как подтверждает астрофизика, оставались неизменными с момента возникновения Вселенной. ФП обеспечивают возможность существования Вселенной, способной к бесконечному развитию, – развивающейся Вселенной. Результаты расчетов показали, что достаточно изменить даже одну константу в пределах всего 10–15% и Вселенная выродится, в ней не смогут образовываться основные устойчивые структуры – ядра, атомы, звезды, галактики и другие упорядоченные системы. Совокупность многочисленных случайностей вместе с наличием взаимосогласованных ФП была названа П. Дэвисом «тонкой подстройкой». Случайное совпадение всех этих условий исключается. «На определенном этапе направленного развития Вселенной может появиться «наблюдатель», способный обнаружить «тонкую подстройку» и задуматься о породивших ее причинах». Современная космология утверждает, что «человек и общество есть такая структурная организация материи и движения, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе всей Метагалактики. Поэтому человечество и социальная форма движения есть космические явления»4. 
Предел своему развитию каждый из нас ставит сам, он коренится в нашем мировоззрении. Ограниченные взгляды учителя ограничивают мировоззрение учеников.Расширение горизонтов сознания учителя обязательно сказывается на сознании учеников. «Дело в том, – пишет В.А. Сухомлинский в работе «Сто советов учителю», – что отношение наших воспитанников к знаниям, приобретаемым в школе, в огромной мере зависит от того, как воспитанники относятся к учителю – светочу знаний. У влюблённого в свой предмет педагога ученики тоже проникаются чувством любви к знаниям, науке, книге. Слово учителя несёт в себе не только смысл, содержание предмета, но и эмоциональный оттенок мысли; эмоции, чувства пробуждаются у учеников тогда, когда перед учениками человек, горячо влюблённый в науку.
Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюблённость учителя в свой предмет, в науку, в школу, в педагогику... Я считаю, что педагог становится светочем знаний – и поэтому воспитателем – лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями».
Современные теории возникновения и строения Вселенной настолько прекрасны, что не могут не вызывать восхищения, а там, где появляется восхищение, появляется желание изучать и познавать далее то, что нас восхищает. Там есть то подтверждение бесконечности, которое соединяет самого обычного земного человека с солнцем, звёздами и всем человечеством. В этом, возможно, кроется самый главный источник мотивации обучения.
Трёхлетняя девочка Настя, подняв голову вверх, засмотрелась на небо, а потом с печалью в голосе сказала: «Как красиво! Почему же люди так редко смотрят на звёзды?». ..

Взрослым свойственно поднимать голову вверх только тогда, когда они влюблены или счастливы, а происходит это крайне редко. Дети способны смотреть на небо просто так, потому что сохраняют в себе то, что обычные люди потеряли, повзрослев. Как важно, чтобы учитель сохранял в себе способность смотреть на звёзды вместе с учениками.
«К мастерству воспитательного воздействия личности воспитателя на коллектив и личность воспитанника можно прийти лишь тогда, – пишет В.А. Сухомлинский, – когда на уроке между обязательными знаниями и тем, что выходит за пределы программы, как бы перебрасывается мостик, и воспитатель ведёт своего питомца по этому мостику». <...> Влияние личности учителя на ученика заключается в том, «что человек оставляет в другом человеке свою мудрость, ясность ума, неискоренимую жажду и потребность знать»...

«Учитель – ученик – это открытая энергоинформационная система, она развивается до тех пор, пока открыта. Учитель, прекращающий познание, превращается в закрытую систему, в таком состоянии он не способен давать ученику импульс к познанию, а импульс должен быть»...

 

Елена Николаевна Черноземова, профессор МГПУ, доктор филологических наук, Вице-президент Всероссийского центра гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики, Москва.

КЛАССНАЯ РАБОТА

Помимо прямого смысла, содержащегося в названии встречи, которое каждым рабочим днем пишется на классной доске, в нем есть еще оценочная составляющая. Слово классный, как мы знаем, употребляется и в значении достойный высокой оценки. Именно таким мне видится положение профессора педагогического университета, дающее возможность профессионального общения и разговора о самом главном с учителями и студентами.
Что мы хотим услышать о тех, кто занят утверждением идей гуманной педагогики? Видимо, прежде всего, нас интересует, как человек пришел к необходимости их утверждения и какие пути он видит и находит для этого, что конкретно и как делает. Человеку и самому очень важно ответить на непростые вопросы: кто он, и что в его жизни самое главное.
Очень важно, кто и когда задает тебе эти вопросы. Ю.Д. Куклачев рассказывал нам о том, как на его пути в семилетнем возрасте появился дядя Вася, который задал эти важные вопросы: зачем ты живешь и кем хочешь стать. И семилетнему человеку пришлось не спать всю ночь и думать, чего же он хочет. Тех людей, которые задают такие вопросы, я считаю настоящими друзьями. Среди моих друзей есть поэты и художники, видимо, потому что я тоже пишу стихи и акварели. Это люди глубокие, творческие. И здесь нужно пояснить, как я понимаю дружбу.
Что такое дружба. Я считаю другом не того, кому можно поплакаться в жилетку, с кем разделить горе или радость. С друзьями мы можем не видеться и пять лет. Но если я открываю для себя что-то очень важное, потрясающее, мне непременно нужно поделиться этим именно с другом, который это непременно поймет и оценит, потому что для него это тоже очень важно. Вопрос «Лена, кто Вы?» – задала мне во вполне взрослом возрасте глубокий и интересный поэт Лариса Патракова, с которой мы познакомились в Пушкинских горах.
Внешняя сторона вопроса была странной, поскольку было очевидно – доктор наук профессор педагогического университета призван работать в образовании, воспитывать умы и души. Но у вопроса есть более глубокая – внутренняя сторона. Это сокровенное поэтическое начало в человеке не всем и не всегда открывается, не всегда доступно, но даже и не всегда осознается самим его носителем. Но я сказала довольно твердо: "Я знаю, кто я. Я должна спасать детей"». В Пушкинских горах был уникальный врач-педиатр Евгений Густов. Он принимал роды, следил за малышами спивающихся мамаш, спасал умирающих младенцев. Ареалом его деятельности была огромная территория Пушкиногорья и части Псковской области. Он был настоящим героем-спасателем. Я им восхищалась. Но мне нужно было делать другое: не давать заглохнуть творческому началу, живущему в детях. Да и в учителях. И учителей мне было жалко. В них систематически истребляли желание и возможность охранять детство и в детях, и в себе. Для этого, работая в университете, я брала классы в школе и разрабатывала авторские курсы.
Зачем нужны научные звания. Лариса осторожно спросила меня про научную степень и звание: «Надеюсь, это не ради карьеры?» Мне это было нужно для того, чтобы делать то, что я считаю необходимым. Мои защиты защищают меня. К обретению научных званий вел глубокий интерес к истории детского театра. Детство в Астрахани проходило за кулисами Театра юного зрителя, где чуть ли не все ведущие роли травестийного амплуа исполняла ныне народная артистка Валентина Борисовна Заворотнюк. Закулисье было живой сказкой, где с нами, подростками, говорили актеры, режиссеры, художники, рассказывая о секретах театрального искусства. Прожив это, я точно знаю, что приобщенность к живому творческому процессу привлекательна, заразительна, нужна как воздух детям и подросткам. Мне была интересна история детского театра, и первая диссертация была написана об английском драматурге, предшественнике Шекспира Джоне Лили, который писал пьесы для труппы мальчиков-хористов при Соборе Святого Павла. Они давали представления при дворе королевы Елизаветы, являя на сцене Аристотеля, Платона, Александра Македонского, Диогена Синопского, живущего в бочке. Работа была настолько увлекательной, что накопленного материала хватило для того, чтобы через несколько лет после защиты первой диссертации защитить вторую.
Обретение единомышленников. Положение доктора наук позволяло разрабатывать и внедрять авторские курсы в школе, вырабатывать новые подходы в работе со Словом. В 1998 году произошла первая встреча с участниками педагогических семинаров в Ленинских горках, где собирались педагоги-энтузиасты. Из этих встреч вырастали сегодняшние Чтения по гуманной педагогике. Потом оказалось, что там много преподавателей дополнительного образования – учителей музыкальных и художественных школ, хотя были и учителя «предметники». В общении с ними и были выработаны и опубликованы принципы педагогики расширенного сознания. Тогда стали складываться отношения с единомышленниками, вы-
растающими в многолетнюю дружбу. Состоялось знакомство с Викторией Бак и Игорем Киршиным – опорой нынешнего движения.
Дети. Этапным моментом в нашей деятельности стала конференция 2001 года «Дети нового сознания», когда пришлось сформулировать, в чем видится ценность детства, детского взгляда на мир, в чем состоит его новизна. Чем отличаются дети и детские проблемы сегодня от тех, что были раньше. Вместе с коллегами мы находили и по крупицам собирали признаки произошедших изменений, формулировали, в чем они заключаются.
Находили проявление альтруизма детьми как признак развитого сердца. На пленарном заседании завтра прозвучит выступление профессора М.Б. Менского, автора книги «Квантовая физика и сознание». В предварительном разговоре перед Чтениями Михаил Борисович сказал, что как теоретик квантовой физики он приходит к выводу о том, что у человечества нет будущего, если сознание людей не станет альтруистическим. Если дети проявляют альтруизм, считает М.Б. Менский, значит, мы присутствуем при начале кардинальной эволюционной перестройки.
У новых детей отсутствует тяга к игре как заместительной деятельности. Они заботятся о том, чтобы их детское творчество оказалось востребованным, служило людям. Мне приходилось рассказывать об одном из участников конференции 2001 года Леве Бондареве, который тогда в свои восемь лет был автором трех опубликованных книг. Сейчас он автор шести книг. Ему 14 лет, и он заканчивает школу.
Эти дети не воспринимают себя особенными. Когда Леве предложили выступить на взрослой конференции, он начал с того, что в его классе все ребята такие выдумщики! Но они не пишут книг, потому что нет издательств, которые бы такие детские произведения публиковали. Это еще одна черта нового мышления. Эти дети видят мир целостно. Видят проблему без мониторинга и досконального изучения ситуации. Им не подходит алгоритмическое пошаговое обучение. Лева учится с большим опережением всех утвержденных программ. И, не находя поддержки во взрослых, сам разработал свой сайт, пригласив к сотрудничеству детей, которым некуда деваться со своим творчеством. Сейчас на его сайте «Оранжевый верблюд» висят романы, рассказы, стихи, рисунки, технические проекты. Есть роман о людях, называющих себя Иерархами и открывающих людям их прошлые жизни, после чего люди сходят с ума или кончают жизнь самоубийством. Герои романа – дети – идут к «Иерархам», чтобы остановить их... 
Задача, которая сегодня видится наиболее важной и значимой, увидеть черты нового сознания у тех, кто уже сидит за партами, и помочь им состояться, не растерять имеющихся качеств, мужественно пройти проблему оземления. О том, что это происходит можно прочитать в книге «Братство»: «Некоторые после семи лет отпадали от зачатков расширения сознания, и после второго семилетия погружались в низменную природу. Но другие умели сохранить сношения с надземным, и тогда умножались знаки тончайшие. Не было насильственных упражнений там, где установилось общение естественное. Только такое общение будет соответствовать эволюции». [Братство. 620]
В художественной литературе и в поэзии утверждается мысль о том, что без детского ощущения крылатости невозможно состояться поэту. Поэтическая защита детства осуществляется поэтами, в частности нашим замечательным современником, Александром Дольским, которого я считаю своим другом.
Поэт осознает надземность, высоту своего пребывания в мире, отстраненность от земных баталий и необходимость принятия мук за несовершенство мира. Жаждущая высоты душа поэта и художника обречена на мучения заземленными, забывшими о высоте завистниками, присваивающими наработанное и создающими удушливую атмосферу замалчивания.
Итак, главным сегодня осознается обязанность защитить детство, право детей на детство, и на детство во взрослых, в том числе и в себе как пространство для полета, для творчества, для способности быть бесхитростным и открытым. Мы часто можем слышать в свой адрес: «Да будь ты похитрее. Нужна кому-то твоя искренность!» Но представьте, каким светлым и радостным станет мир, когда двуличие переведется...

День третий.