Мир Детства - неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Однако научно-познавательный и художественно-гуманитарный интерес к Детству возник лишь на определенном этапе социального и культурного развития общества. Большой вклад в понимание этого мира внесли литература и изобразительное искусство. Особый мир сокровенных чувств Ребенка открывается в творчестве художников.

 

ЛЕТНИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ

"Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем  воздухе; общение с Землей, растениями, животными" Л.Н. Толстой

ОБРАЗ РЕБЕНКА - ШКОЛЬНИКА

XVI век

Ян ван Скорел (1495-1562), нидерландский живописец, архитектор и гуманист эпохи Возрождения; представитель романизма. Готовясь к карьере священнослужителя, он получил разностороннее гуманитарное образование; учился живописи в Утрехте у Я. Госсарта (с 1516). В 1518-1524 гг. путешествовал по Германии, Швейцарии, Италии, посетил Палестину, был хранителем античных памятников Бельведера в Риме. Лучшие произведения Скорела отличаются звучностью колорита, поэтичностью пейзажных фонов. Кроме живописи, Скорел также писал стихи, был музыкантом и археологом-любителем, архитектором и инженером — всесторонне одаренным «человеком Эпохи Возрождения».

XIX век

Иоганн Георг Майер (1813 – 1886), немецкий художник. Иоганн Георг Майер - жанровый живописец, ученик Dusseldorf Academy, сначала рисовал библейские сюжеты. После путешествия в баварские и швейцарские горные районы и изучения жизни местных жителей, увлекся жанровой живописью, благодаря которой и приобрел известность.

Уильям Холман Хант (1827 — 1910), английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов, целью которого являлась борьба против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Сохранил живописные идеалы Братства, утверждающего духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, до самой смерти.

Альберт Самуил Анкер (1831 - 1910), швейцарский художник и иллюстратор. Главной темой его творчества была повседневная жизнь людей в сельских общинах. На своих картинах Анкер изображает своих сограждан в неприхотливый и простой обстановке, без идеализации деревенской жизни, но и без критического анализа социальных условий, которые можно найти в трудах современников, таких, как Домье, Курбе или другие. В европейской живописи 19-го столетия Анкер принадлежит к одному из самых значительных художников, изображавших детей. В картинах Альберта Анкера нашла отражение деятельность выдающегося швейцарского педагога И.Г.Песталоцци.

Кнаус Людвиг (1829—1910), немецкий художник, представитель дюссельдорфской школы живописи. Л. Кнаус писал главным образом жанровые картины, тонко передавая местные бытовые особенности, типы и характеры крестьян разных областей Германии.

Пьер Огюст Ренуар (1841 - 1919), французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности. Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия. Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы.

Чарльз Бертон Барбер (1845-1894), английский живописец, один из лучших мастеров жанровой сцены и анималистики, был почетным членом Королевского института художников. Очаровательные детские персонажи и милые собачки составляли друг другу прекрасную компанию на полотнах Барбера. Художник был чрезвычайно популярен в Британии кон. 19 в., ведь он сумел объединить в своих картинах традиционные симпатии британцев к качественной живописи, детям и животным.

Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884), французский художник, представитель натурализма в живописи как составной части реализма. Это был один из первых французских художников, наряду с великим Жюлем Бретоном, изобразивших крестьянский быт в духе натурализма.

Ван Гог (1853-1890), нидерландский художник постимпрессионист, мастер с оригинальной манерой живописи. 

Карл Улоф Ларссон (1853 — 1919) — шведский художник, считается самым известным шведским живописцем. Карл Ларссон приобрел особую популярность в Швеции благодаря жанровым акварелям, действие которых происходит в его усадьбе. Вместе с женой Карин (тоже художницей) они создали весьма живописную обстановку, ставшую олицетворением «типичного шведского дома», основными элементами которого являются светлость, яркость и жизненно-веселая функциональность. Его идиллические полотна, акварели и рисунки изображают жизнь его семьи.

XX век

Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945), русский художник, запомнившийся своим друзьям как очень добрый, жизнерадостный человек. Любил писать детей, мир детства, где все по настоящему, без лукавства и фальши.
«Вы у нас один! Писать детей умеют многие художники, писать в защиту детей умеете только Вы…», - написала в письме одна из учительниц, откликнувшись на призыв художника бережно относиться к детству.

Норман Роквелл (1894 — 1978), американский художник и иллюстратор, работы которого пользуются популярностью в США. На протяжении четырёх десятилетий он иллюстрировал обложки журнала The Saturday Evening Post, отзываясь о нем как о самом точном зеркале американской жизни. В 1963 году начал рисовать для журнала Look. В течение 10-летнего сотрудничества с этим изданием Роквелл создал множество иллюстраций, отражавших его собственные интересы и мировоззрение. Он иллюстрировал материалы, посвященные гражданскому праву, борьбе с нищетой и исследованиям космоса. За свои яркие и характерные изображения американской жизни в 1970 году художник удостоился почетнейшей награды: президентской медали Свободы.

Винченцо де Паоли (1945), итальянский художник. Он начал свое художественное образование в Риме, где он учился у Великого магистра и развивал свой стиль. Vincenzo De Paoli начал свою артистическую карьеру, когда ему было всего пятнадцать лет.

Эмилия Яковлевна Шанкс (1857 — 1936) — англо-русская художница, первая женщина-живописец, принятая в Товарищество передвижных художественных выставок. Отличительная черта жанровой живописи Эмилии Шанкс — обязательное присутствие на полотнах детей: «Старший брат», «Трудная задача», «Любимая кукла», «Наём гувернантки», «Мыльные пузыри», «Гостья в институте». Картину «Новенькая в школе», в которой великолепно изображен психологически интригующий момент встречи педагога с будущими воспитанниками, приобрёл для своей коллекции в 1892 году П.М. Третьяков.

Джордж Клаузен (1852 - 1944), английский художник. Большинство его картин – пейзажи, сцены из сельской и городской жизни, детские портреты. Духовно чисты изображения деревенских девочек: простые милые лица, косички («Школьница», 1889). Изысканны и изящны персонажи на картинах городского цикла (например, на картине «Школьницы Хаверсток Хилл», 1880). Совершенно другая эстетика, другое мировоззрение - фигуры девушек, дам, детей в модной изящной одежде среди урбанистических пейзажей.

Иван Семёнович Куликов (1875 — 1941) — русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен. B 1901—1902 гг. принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета». В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна». В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова и др.

Фёдор Павлович Решетников (1906 — 1988), советский художник. Один из главных представителей направления социалистического реализма. Большую известность получили его жанровые композиции «Достали „языка“» (1943), «Прибыл на каникулы» (1948) и «За мир!» (1950), посвященные детям. Юных романтиков-мечтателей показал художник в работе «Мальчишки» (1971). Герои картины всматриваются в ночное небо, грезя о космических полетах. Живой, неглупый, но забывший о своей первостепенной обязанности хорошо учиться парнишка — главный герой картины «Опять двойка» (1952).