21- 23 марта 2014 г. Грузия, г. Тбилиси. XIII-е Международные педагогические чтения "Учитель".

21-23 марта 2014 года в старейшем и крупнейшем вузе - Тбилисском государственном университете им. Иванэ Джавахишвили состоялись XIII Международные педагогические чтения по гуманной педагогике "Учитель".

Чтения проходили в Тбилиси по приглашению и при поддержке президента Грузии Георгия Парменовича Маргелашвили. Они собрали более 700 участников из 18 стран: России, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Финляндии и др.

«Каждый из нас есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекаем детей или отдельного Ребенка. Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и нашей культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения. Наше образовательное поле – это отражение нашей сущности. Отсюда – самая фундаментальная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование». Манифест гуманной педагогики.

Открытие Чтений.

На первой общей встрече с основным докладом перед участниками Чтений выступил Шалва Александрович Амонашвили - почетный президент МЦГП, академик РАО, дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования, почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария), университетов России и Украины, Рыцарь Гуманной Педагогики, Рыцарь Детства. В своем выступлении он отметил, что современные дети не принимают насилия и авторитаризма, они нуждаются в учителях, носителях Света. Для того, чтобы стать учителем Света нужно приложить все усилия и стремиться:

  • всегда оставаться сознательным учеником, постоянно учиться не только у тех, кто является для нас авторитетом, но и у своих учеников;
  • для того, чтобы изменяться нужна сильная Добрая воля, гуманный учитель с помощью воли держит себя в терпении и творчестве, а для Доброй воли нужна любовь, а не стремление управлять. В наше время Добрая воля учителя е его устремление к собственному преображению есть подвиг;
  • учителю необходима Вера. Вера - это предчувствие знаний. Нужно верить в ребенка, верить в себя. Обычно учитель гордится своими сильными учениками, а гуманный учитель гордится своими слабыми учениками, которых он сделал сильными;
  • учитель должен принадлежать Красоте и искать Красоту во всем. В своем внутреннем мире необходимо пресечь поток низких образов и мыслей, жить в Красоте мыслей и поступков - задача учителя;
  • любить детей, потому что они - дети; взращивать в себе преданность детям и безусловную любовь,- это жертва и большой труд;
  • нам необходимо освободиться от грубости, раздражительности, ненависти, зависти и мстительности и научиться любить своих врагов, превращая их в друзей.

Для того, чтобы достичь всего этого учитель должен иметь большую смелость и начать изменяться уже сейчас, а не тогда, когда будут подходящие условия. Дети ждут учителей смелых, отважных и бесстрашных.

На Чтениях были представлены мастер-классы:

  • академика Ш.А. Амонашвили на тему: "КАЖДЫЙ ДЛЯ МЕНЯ УЧИТЕЛЬ";

  • педагогического коллектива образовательного Центра «Бобек» на тему: "САМОПОЗНАНИЕ", в ходе которого была показана  целостная педагогическая система образования и воспитания, разработанная педагогами Казахстана под руководством Первой Леди Казахстана Сары Алпысовны Назарбаевой.

В разделе «Персона в гуманной педагогике» были представлены:

  • Клим Тагиетдинович Султанов, президент Дагестанского Республиканского центра гуманной педагогики, член Координационного Совета МЦГП, директор гимназии Культуры мира, имеющей почетное звание «Образовательное учреждение Гуманной Педагогики», Рыцарь Гуманной Педагогики (Дербент, Дагестан);

  • Мансурова Клара Шарафовна, руководитель Международного общественного движения «Родительская забота», член Координационного Совета МЦГП, кандидат химических наук, Рыцарь Гуманной Педагогики, (Москва, Россия);

  • Баранюк Марина Андреевна, член Координационного Совета МЦГП, член правления Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии, руководитель Эстонского общественного центра гуманной педагогики, руководитель Ласнамяэского детского центра, Рыцарь Гуманной Педагогики, обладатель почётной медали «За вклад в развитие образования» (Таллинн, Эстония);
  • Амонашвили Натела Александровна, доктор педагогических наук, учитель начальных классов Республиканской экспериментальной школы № 1, Рыцарь Гуманной Педагогики (Тбилиси, Грузия).

В ходе Чтений учителя объединились для работы в семи лабораториях. Темы лабораторий: «Учительство есть одна из высших степеней государства»; «Преображение учителя»; Лаборатория имени В.Г. Ниорадзе «Чаша педагогической мудрости»; «Учитель среди учеников»; «Духовный мир учителя»; «Родители – первые учителя»; «Школу реформирует учитель».

На общих встречах были заслушаны выступления:

- Игоря Михайловича Реморенко, профессора, ректора ГОУ ВПО МГПУ, тема « У учителя глаза должны гореть» (Москва, Россия);

- Ирены Стульпинене, автора книги «Физика языком сердца», члена правления Литовского центра гуманной педагогики, Рыцаря Гуманной Педагогики, тема «Стремлюсь к учителю» (Клайпеда, Литва);

- Дмитрия Шотаевича Надирашвили, доктора психологических наук, профессора, декана факультета психологии Университета имени Св. Апостола Андрея Первозванного Патриарха Грузии, тема «Психологический портрет учителя через призму теории установки» (Тбилиси, Грузия);

- Беха Владимира Павловича, доктора философских наук, профессора, академика Украинской академии политических наук, первого проректора Национального педагогического университета им.М.П.Драгоманова, Рыцаря Гуманной Педагогики, тема «Учитель в контексте современного мира» (Киев, Украина);

- Марины Анатолиевны Кореневской, директора негосударственной специальной школы «Светлячок, президента Литовского центра гуманной педагогики, вице-президента МЦГП, Рыцаря Гуманной Педагогики (Клайпеда, Литва) и Мзии Самуиловны Гвилавы, учителя начальных классов Республиканской экспериментальной школы №1, Рыцаря Гуманной Педагогики (Тбилиси, Грузия), тема «Как светлый ангел побеждает»;

- Натальи Петровны Толоконской, доктора медицинских наук, профессора, академика РАЕН, Заслуженного врача РФ, президента Региональной общественной организации «Институту Человека», научного руководителя Института общей врачебной практики, действительного члена Российской академии естественных наук, действительного члена Международной Славянской Академии, президента International Union «Space of Possibilities», тема «Духовное и физическое здоровье учителя» (Новосибирск, Россия);

- Александра Михайловича Анохина, председателя Международной общественной организации «Севастопольский городской фонд Рерихов», директора общественной организации «Севастопольский городской центр детского творчества «Уриель», Рыцаря Гуманной Педагогики, тема «Учитель Культуры» (Севастополь, АРК, Украина).

Одним из главных вопросов Чтений было принятие «Кодекса чести и служения учителя», проект которого разработан творческой группой летом 2013 г. в Бушети (Грузия) под руководством Ш. А. Амонашвили. После обсуждения Кодекса на Чтениях была избрана редакторская группа, которая предложила окончательный вариант «Кодекса чести и служения учителя» и этот вариант был утвержден участниками Чтений. Было отмечено, что Кодекс представляет собой целостный документ, дающий представление об образе гуманного учителя и каждый, кто выбирает для себя следование этому образу, становится на путь самосовершенствования, требующий мужества в борьбе, прежде всего, с собственными недостатками.

В завершение Чтений состоялась церемония награждения: присвоение почетных званий «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Учитель Гуманной Педагогики» и «Образовательное учреждение Гуманной Педагогики».

Закрывая Тринадцатые Педагогические Чтения Шалва Александрович Амонашвили сказал: «Кроме добра и любви для нас другого пути в педагогике нет. Мы в поисках этого пути. Для его обретения нам нужно:

Жить по «Манифесту Гуманной Педагогики» и «Кодексу чести и служения учителя»;

Осознать свой учительский долг и постараться показывать пример гуманного учителя, а для этого постараемся жить в Добре, в Любви, в Вере, в Красоте».

Следующие Международные Чтения по Гуманной Педагогике состоятся в 2015 г. в г.Грозном Чеченской Республики (Россия). Тема Четырнадцатых Чтений: «Учитель, укажи путь красоты духа».

Участники Чтений также имели возможность ознакомиться с работой Республиканской экспериментальной школы № 1, детского художественного центра «Басти Бубу», с достопримечательностями Грузии.