Виктор Николаевич Сорока-Росинский (26 (13)ноября 1882 - 1 октября 1960)- российский и советский педагог, создатель школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф.М. Достоевского ( известной как республика ШКИД).

Виктор Николаевич Сорока-Росинский окончил прогимназию в городе Брест-Литовске и Александровскую Новгородскую мужскую гимназию. В 1906 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. После его окончания занимался изучением вопросов психологии, работая в лаборатории экспериментальной психологии А. Лазурского и слушая лекции В.Бехтерева. Стал членом редколлегии журнала "Вестник знания", где с 1906 по 1910 гг. публиковал статьи о проблемах психологии. В эти годы Виктор Николаевич подписывался "В.Росинский" - девичьей фамилией матери. После Октябрьской революции 1917 года стал подписывать свои публикациии двойной фамилией. С 1910 по 1917 год занимается исследованиями педагогических проблем и вопросами воспитания, пишет на эту тему статьи, где поднимает вопросы педагогики и психологии детского чтения и детского мировосприятия, проблемы социологии молодежи разных стран в годы Первой мировой войны и судьбы человека в его жизненной борьбе. С 1918 по 1920 год работал учителем истории и литературы в Путиловском училище им. А.И.Герцена под руководством В.А. Гердта.

"Уже в дореволюционные годы Сорока-Росинский заявил о себе весомо и ярко. Его фундаментальная работа "Путь русской национальной школы" привлекла всеобщее внимание глубиной и оригинальностью рассмотрения этого сложного и острого вопроса. Но, заявив о себе, как о незаурядном педагогическом мыслителе, Сорока-Росинский с головой погружается в изучение психологии и, прежде всего, того раздела, который был связан с различными нарушениями детской психики. Он занимается в Военно-медицинской академии у Бахтерева, затем работает в психологической лаборатории Лазурского. Складывается впечатление, как будто Виктор Николаевич предвидел то, чему ему придется заняться в 20-е годы, и тщательно готовился к главному делу своей жизни.

В 1921 году Сорока-Росинский  возглавляет "Школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М.Достоевского для трудновоспитуемых" - легендарную "Республику ШКИД". Кстати, совершенно неправильно судить о деятельности этой школы по одноименной книге или другому тоже популярному произведению Ольховского и Евстафьева "Последняя гимназия". Хотя эти издания и обеспечили школе неслыханную популярность, они доставили Виктору Николаевичу много неприятностей и страданий. До конца дней он стремился отделить себя от образа Викниксора, доказать, что его педагогическая система была намного глубже и гуманнее, чем это казалось совсем тогда юным 17-19 - летним авторам нашумевших произведений. Сорока-Росинский в период всеобщего увлечения трудовой школой плетением корзин, изготовлением пособий, обработкой грядок имел незаурядную смелость придать своей школе иную направленность на творческую, интеллектуальную познавательную деятельность.

Тонкий психолог и психиатр, он подобрал верные ключи к исковерканным войной и лишениями душам своих питомцев. Многие из них были богато одаренные натуры, но с искалеченной психикой. Оказавшись в Шкиде, они попали в атмосферу напряженного интеллектуального труда: в день проводилось по 10 уроков. Но главным воспитателем в школе оказывалось творчество. Журналы, которые создавали сами подростки, спектакли, постоянно ставившиеся педагогами и их воспитанниками, увлекали всех атмосферой соревновательности, стремления подняться к вершинам творчества. Причем в Шкиде все это носило характер настоящих "эпидемий". Дух напряженной интеллектуальной деятельности заражал всех. Неудивительно, что из питомцев школы вышли десятки писателей, ученых, художников. Однако, движение вразрез с наркомпросовскими установками Викниксору простить не смогли. Уже в 1925 г. его насильно вырывают из любимого детища. Затем он еще три года заведовал школой для трудных подростков. Пока в 1928 году по отношению к Сороке-Росинскому не было принято специальное решение: ему официально запретили работать в школе.

Затем он работал в различных учреждениях для психоневротиков, а после разгрома педологов переключился на более спокойную деятельность - методику преподавания русского языка. Выйдя на пенсию, он все равно не мог жить без детей и собрал у себя на дому, как он шутя называл "академию". Педагог совершенно бесплатно занимался с отстающими в учебе детьми, беседовал с ними о литературе, истории, искусстве, водил на экскурсии по городу. Даже погиб он символично. Спешил в кино за билетами для девочки, его воспитанницы, чтобы поощрить за полученные пятерки, и попал под трамвай..."

- Богуславский М.В. ХХ век российского образования. - М.: ПЕР СЭ, 2002.- 336 с. - С.80-82

Воспоминания о любимом учителе, друге, наставнике, своего рода педагогическую поэму  "ЗНАМЕНИТЫЙ УНИВЕРСАНТ"  написала его ученица Рива Шендерова (ныне доктор биологических наук). Снабженная множеством документов и фотографий, повесть рассказывает о нелегком пути человека энциклопедического образования, педагога-творца, удивительного собеседника: http://loveread.ws/read_book.php?id=4167&p=1