Сергей Александрович Рачинский - российский ученый, педагог, просветитель, родился 2 (15) мая 1833 года в родовом поместье села Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне район Тверской области).

Род Рачинских был известен с XIII века. Прародитель рода, по версии легенды, был одним из славных рыцарей двух королей Мешка I и Болеслава Храброго. На Смоленскую землю Рачинские прибыли в XVII веке, где Ян Рачинский получил в ходе интервенции польского короля Владислава IV землю в Бельском уезде Смоленской губернии. В 1656 году его сыновья получили подданство России. Среди представителей этой славной фамилии,  послуживших Отечеству,были военные, уездные губернские предводители дворянства, которые вносили свой вклад в науку, культуру, просвещение и среди них выделяется неповторимый педагог, ученый и общественный деятель Сергей Александрович Рачинский, который прославился как меценат и реформатор народных сельских школ России.

В 20-летнем возрасте С.А. Рачинский, как и К.Д. Ушинский, закончил Московский университет (в 1853 г.). Осенью 1856 года Сергей Александрович решил избрать своей специальностью ботанику и для совершенствования знаний уехал за границу, где совершенствовал свои знания у немецких профессоров ботаники Шахта и Шлейдена, который высоко ценил способности своего ученика, проводящего исследования по ботанике и физиологии растений,  занимался изучением истории искусства, музыкой, журналистской и писательской деятельностью. В 1858 году закончилась командировка молодого ученого в Германию и он приехал в Москву с готовой диссертацией по физиологии растений на тему: "О движении высших растений", которую успешно защитил в том же году. В возрасте 33 лет С.А.Рачинский защитил докторскую диссертацию по физиологии растений на тему: "О некоторых химических превращениях растительных тканей" на ученую степень доктора естественных наук, что дало ему возможность стать ординарным профессором Московского университета. Его 10-летняя деятельность в университете была весьма продуктивной и многогранной. Преподавание, научная работа, кафедра - занимали основную часть времени. У него не было своей семьи, а его семьей были студенты, о которых он беспокоился как в материальном, так и в нравственном отношении, а в дальнейшем предметом его забот стали школьники.

Вместе с группой профессоров университета С.А.Рачинский в 1868 году ушел в оставку. В 1872 году он оставил Москву и друзей и уехал в родовое имение в Татево, где действовала обычная сельская школа, в которую и зашел наш профессор, посетил урок арифметики, который вел местный учитель необычайно скучно. Сергей Александрович сделал первую попытку провести урок арифметики более интересно, связывая материал с жизнью сельских детей и их родителей. Школьники остались довольными, и этот урок способствовал тому, чтобы профессор, доктор естественных наук превратился в весьма талантливого сельского учителя, каковым и оставался до последних своих дней.

В 1875 году он закончил строительство нового здания школы, общежития для школьников при ней, и две комнаты для себя, которые он занял, переселяясь из барского дома, но при этом он регулярно посещал свою мать Варвару Абрамовну, которая частично снабжала продуктами для питания учеников сельской школы. Школа Рачинского являлась самой образцовой в Смоленской губернии. Из многочисленных экскурсантов, один заметил,  что "он (Рачинский) был не только учителем своих учеников, но его мало было назвать и отцом. Своей семьи народный учитель не имел, а школа была его домом, школьники - его семьей, для которых он работал, не покладая рук". Школьники всегда были под наблюдением профессора - учителя и его помощника. Мелкие нарушения учеников он не замечал, а более крупные стремился разбирать, затрагивая в детях чувство справедливости.

Выпускники школы высоко ценили своего учителя и воспитателя. Одним из них был известный художник, член общества передвижников Н.П. Богданов-Бельский (1868-1945), который благодаря помощи учителя окончил Московское училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге. Выпускник училища большую часть времени жил и творил в Петербурге и в Татево. Итогом его творчества стала серия картин из жизни родной школы и воспоминаниями о любимом учителе, где в частности отмечено:"С.А. Рачинский - богатый человек, владелец  большого поместья и в то же время ученый профессор ботаники. Он заколотил часть дома (после смерти матери в 1892 году) и живет очень скромно. На свой счет выстроил школу. И, отказавшись от кафедры, плотно засел в деревне, посвятив себя делу народного образования. Из таких как я, бездомников, он собрал обитателей для своего общежития" и естественно школы. Картина художника "Устный счет" дает нам ясное представление о занятиях в сельской школе.

С.А. Рачинский систематически публиковал статьи с педагогической направленностью о работе сельской школы. Эти публикации обобщились и получилась единственная в своем роде капитальная книга "Сельская школа", которая отразила в себе его жизнь и творчество, отданное детям. В этой книге педагог излагает основные положения народной православной педагогики:"Задачи школы типа 60-х гг.: сделать из ребенка "человека" - абсолютно непонятна родителям наших школьных ребят; они основательно полагают, что дитя сделается "человеком" и не видавши азбуки, стремление же школы сделать из детей добрых христиан - это долг каждого православного педагога и священника".

Религиозно-нравственное воспитание в школах С.А.Рачинского велось в тесной связи с эколого-эстетическим и трудовым. Весь уклад жизни в школе-интернате был приближен к семейному. Использовалось самообслуживание, старшие школьники оказывали помощь младшим. Занятия проводились весь день, но они прерывались физическим трудом на цветниках, школьном огороде, пасеке, уборкой школы и ее территории, прогулками и отдыхом.

В школах Рачинского шло формирование у ребят целостного мировоззрения, которое базировалось на нравственных идеалах христианства, питалось лучшим из источников гуманизма, что согласовывалось и с мыслями К Д. Ушинского: "Истинная добросовестная наука, каковы бы ни были личные верования самого ученого, не только найдет возможность построить народное образование на прочной основе нашей народной религии, но, как величайшим сокровищем, как неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития будет дорожить этой исторической основой, столько же христианской, человеческой и художественной, сколько и народной".

С.А. Рачинский всю свою жизнь нес народу знания, имел много последователей и соблюдал принципиально заповедь: "Не хлебом единым жив человек", и по завещанию народного учителя эта мысль была начертана на его надгробии.