Маркова Алла Викторовна (2006)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Работа выполнена па кафедре педагогики Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г, Белинского

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Беккер Игорь Львович

Официальные оппоненты: действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор Амонашвнли Шалва Александрович; доктор педагогических наук, профессор Гошуляк Любовь Даниловна

Ведущая организация: Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В связи с серьезными политическими и экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, современные семьи находятся в условиях качественно новой и противоречивой социальной ситуации. С одной стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных отношений. Это, прежде всего, рост числа разводов родителей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. С другой стороны, наблюдается повышенный интерес общества и государства к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей.

Роль семьи как фактора первичной социализации личности общеизвестна. Одним из главных условий гармоничного развития личности ребенка является создание в семье благоприятного морально-психологического климата. В связи с этим на первый план выходит проблема готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми.

Гуманные взаимоотношения родителей с детьми - необходимое условие полноценного развития личности ребенка любого возраста, но особую актуальность данное условие приобретает в младшем школьном возрасте. Переход в шкальный возраст вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко меняется его социальное положение, повышается уровень требований, расширяется сфера общения. Ребенок в этом возрасте включается в сложную и ответственную учебную деятельность. Возрастает нагрузка на психику ребенка. Поэтому для успешного функционирования и развития ему необходимо чувствовать доброжелательное отношение и поддержку со стороны родителей. Однако как теоретические исследования, так и повседневная практика показывают, что родители зачастую испытывают затруднения в выстраивании гуманных взаимоотношений с детьми и нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке со стороны педагога.

В связи с этим возникает проблема обоснованного выбора эффективных форм, методов, средств и содержания педагогического просвещения родителей. Одной из возможных форм организации педагогического просвещения родителей, позволяющей целенаправленно формировать их готовность к гуманным взаимоотношениям с детьми, является родительский университет.

Анализ различных форм взаимодействия школы и семьи по педагогическому просвещению родителей показал, что такая форма, как «родительский университет», широко применялась ранее. В данное время она недостаточно востребована образовательными учреждениями.

Актуальность проблемы формирования готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми обусловливается рядом объективных противоречий:

— между необходимостью формирования у родителей целостной системы представлений о сущности гуманных взаимоотношений с детьми и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов эффективного педагогического просвещения родителей;

— между необходимостью формирования у родителей потребности в гуманных взаимоотношениях с детьми и недостаточно эффективным взаимодействием семьи и школы в этом направлении;

- между необходимостью формирования у родителей готовности к гуманным взаимоотношениям с детьми и невыявленностыо конкретных педагогических условий, обеспечивающих формирование этой готовности.

Наличие указаппых противоречий позволило определить проблему исследования: «Каковы содержание, формы, средства и условия педагогического просвещения родителей, обеспечивающие эффективное формирование готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми»,

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми».

Объект исследования - родительский университет как форма педагогиче- ' ского просвещения родителей.

Предмет исследования - формирование готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми.

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и проверить на практике эффективность родительского университета как формы педагогического просвещения родителей и средства формирования готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми.

Гипотеза исследования — родительский университет является эффективной формой педагогического просвещения родителей и средством формирования готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми, если:

- определены содержание и структура готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста применительно к современной социокультурной реальности;

- разработана модель деятельности родительского университета по формированию 1 отовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми и технология ее реализации в образовательных учреждениях;

- разработана программа занятий родительского университета, содержание которой позволяет поэтапно формировать готовность родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста;

- определены критерии, показатели и уровни готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми;

- выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективной реализации модели деятельности родительского университета:

а) направляющая деятельность педагога, обладающего гуманистическим мировоззрением;

б) учет индивидуальных особенностей родителей, индивидуального темпа в освоении знаний, приобретении умений, навыков, ценностных ориентации, в формировании потребности к гуманным взаимоотношениям с детьми;

в) совместная деятельность педагогов, детей и родителей, направленная на достижение гармоничных взаимоотношений;

г) благоприятная психологическая атмосфера взаимодействия педагогов, детей и родителей, характеризующаяся взаимным уважением, отказом от критики, обеспечением свободы мнений.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы выдвинуты следующие исследовательские задачи:

1. Рассмотреть сущность гуманных взаимоотношений как философской и психолого-педагогической проблемы.

2. Гаскрыть содержание и структуру готовности родителей к гуманным - взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста применительно к современной социокультурной реальности.

3. Выявить этапы становления родительского университета как эффективной формы организации педагогического просвещения родителей.

4. Разработать модель деятельности родительского университета по формированию готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми и технологию ее' реализации в условиях образовательного учреждения.

5. Разработать программу занятий родительского университета, содержание которой позволит поэтапно формировать готовность родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми.

6. Определить критерии, показатели и уровни готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми.

7. Выявить и обосновать педагогические условия реализации модели деятельности родительского университета, обеспечивающие эффективность формирования готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми.

Методологической основой исследования являются:

- концептуальные положения современной науки о гуманности как основе человеческих взаимоотношений;

- аксиологический подход к содержанию и оценке результатов педагогического процесса;

—личности о-деятельностный подход к воспитанию личности.

Теоретическую основу исследования составили:

- идеи гуманистической философии и психологин (А.Г. Асмолов, НА. Бердяев, A.A. Бодалев, ICH. Вентцель, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, A, Маслоу, K.P. Роджерс, В .В, Розанов);

- исследования отечественных педагогов-гуманистов, базирующиеся на гуманистической концепции воспитания личности (Ш.А. Амонашвили, B.Г. Александрова, Е.В. Бондаревская, И.Д. Демакова, A.C. Макаренко, В.Г. Ниорадзе, В.А. СухомлинскиЙ, К.Д Ушинскии);

- научные подходы к изучению феномена готовности и ее компонентов (JLA. Кандыбович, МЛ. Дьяченко, ДЛ. Узнадзе);

- социально-педагогические исследования, посвященные изучению семьи, ее роли в развитии и воспитании ребенка (Ю.П. Азаров, Л~Я, Гозман, X. Дж. Джайногг, Я. Корчак, A.B. Мудрик, С. Френе, Е.И. Шлягяна);

- современные психолот-педагогическне нсследоаания, посвященные проблеме гуманизации взаимоотношений родителей с детьми младшего школьного возраста (Н.И, Аэнзова, Т.И. Алютова, В.Н. Белоногова, КН. Бессонова, Н.О. Зиновьева, О.В. Солодянкина, Е.Н. Сорокина, О.С. Тимофеева).

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов:

- теоретический анализ философских, псюсолого-педатгичестх, социологических источников с целью выявления состояния изученности проблемы в науке и определения основного направления и содержания данного исследования; изучение и обобщение положительного педагогического опыта, анализ собственной педагогической деятельности;

- педагогический эксперимент, включенное наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы, интервью;

- статистические методы обработки информации.

Опытно-экспериментальная база исследования: прогимназия № 121, средние школы № 33, № 67 г. Пензы, творческая лаборатория Пензенского областного ИПКиПРО «Реализация системы гуманно-личностной педагогики в управлении образовательным процессом».

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа и охватило период с 1997 по 2006 год.

Первый этап (1997 - 1999 гг.) - изучение степени разработанности проблемы исследования, выявление современного ее состояния, теоретический анализ научных источников, определение исходных параметров исследования: объекта, предмета, цели, гипотезы, задач и методов исследования; разработка модели деятельности родительского университета и технологии ее реализации; выявление и теоретическое обоснование педагогических условий реализации модели; разработка программы занятий родительского университета «Мудрое сопровождение Ребенка» для родителей 1-4 классов; определение базы научного исследования; проведение констатирующего эксперимента по определению исходного уровня готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми.

Второй этап (1999 - 2003 гг.) — апробация модели деятельности родительского университета по формированию готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми и технологии ее реализации; проведение формирующего эксперимента; экспериментальная проверка педагогических условий реализации разработанной модели.

Третий этап (2003 - 2006 гг.) - обработка, анализ и осмысление полученных результатов; определение возможных направлений и перспектив данного исследования; формулировка выводов; оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- раскрыты содержание и структура готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста с учетом современной социокультурной реальности;

— разработана модель деятельности родительского университета по формированию готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми и технология ее реализации;

— определены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия успешной реализации модели деятельности родительского университета по формированию готовности родителей младших школьников к туманным взаимоотношениям с детьми.

Практическая значимость исследования заключается:

— в разработке технологии реализации модели деятельности родительского университета н проверке ее эффективности в условиях образовательного учреждения;

— в разработке н реализации в образовательных учреждениях г. Пензы программы запятой родительского университета «Мудрое сопровождение Ребенка», содержание которой позволяет поэтапно формировать готовность родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста;

— в разработке содержания и методики проведения семинаров, мастер-классов, направленных на формирование готовности родителей к туманным взаимоотношениям с детьми.

Материалы и результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике работы образовательных учреждений, в лекционных и практических курсах подготовки и переподготовки педагогических работников образовательных учреждений.

Достоверность результатов исследования обусловлена теоретико-методологической обоснованностью его исходных положений; применением методологических подходов адекватных целям и задачам исследования; длительностью экспериментальной работы, повторяемостью и воспроизводимостью ее результатов.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры управления и экономики образования, творческой лаборатории «Реализация системы гуманно-личностного подхода в управлении образовательным процессом» Пензенского областного ИГЖиПРО; на заседаниях кафедры педагогики ПГПУ им. В.Г. Белинского; в выступлениях на ежегодных Международных Педагогических чтениях по Гуманной Педагогике (Москва, 2002-2006), всероссийских, межрегиональных, областных, городских научно-практических конференциях (Пенза, 2001-2006).

Результаты диссертационного исследования были использованы в педагогической деятельности МОУ «Гимназия № 53», МОУ «Прогимназия № 151», МОУ СОШ № 33, X» 63, № 20, № 67 г. Пензы.

Автором по проблеме исследования опубликованы 13 работ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Модель деятельности родительского университета по формированию готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми, состоящая из следующих компонентов: цель; задачи; принципы деятельности родительского университета; содержание процесса формирования готовности; компоненты готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми; формы и средства организации работы родительского университета; критерии, показатели и уровня сформированности готовности родителей младших, школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми; педагогические условия формирования готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми.

2. Технология реализации модели деятельности родительского университета, включающая следующие этапы: начальный, направлен на определение исходного уровня готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми и формирование положительной мотивации родителей к участию в педагогическом просвещении; формирующий, подразумевает включение родителей в деятельность, в результате которой у них формируется готовность к гуманным взаимоотношениям с детьми; оценочно-коррекционный, направлен на определение уровня сформированной готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми, соотнесение полученных результатов с поставленной задачей и проведение необходимой коррекция.

3. Программа занятий родительского университета «Мудрое сопровождение Ребенка», состоящая из четырех разделов - «Тайны Вашего Ребенка», «Как любить Ребенка», «Искусство взаимоотношений», «Присутствие взрослого рядом», которые соответствуют четырем годам обучения детей в начальной школе. Содержание программы позволяет последовательно формировать готовность родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста.

4. Педагогические условия эффективной реализации разработанной модели:

- направляющая деятельность педагога, обладающего гуманистическим мировоззрением;

- учет индивидуальных особенностей родителей, индивидуального темпа в освоении знаний, приобретении умений, навыков, ценностных ориентация, в формировании потребности к гуманным взаимоотношениям с детьми;

- совместная деятельность педагогов, детей и родителей, направленная на достижение гармоничных взаимоотношений;

- благоприятная психологическая атмосфера взаимодействия педагогов, детей и родителей, характеризующаяся взаимным уважением, отказом от критики, обеспечением свободы мнений.

Структура диссертации- Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (270 источников), иллюстрирована 8 схемами, 23 таблицами, содержит 9 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении представлена общая характеристика выполненного исследования: обоснована актуальность избранной темы, определены цель, объект н предмет исследования, сформулированы гипотеза и исследовательские задачи; охарактеризованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость данной работы; указаны методы и этапы исследования; представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми» освещаются философские и психолого-педагогические аспекты гуманного воспитания детей младшего школьного возраста; раскрываются понятия «гуманное воспитание», «гуманные взаимоотношения», содержание и структура готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста. В исследовании представлены этапы становления родительского университета как эффективной формы организации педагогического просвещения родителей.

На основе анализа научно-педагогической литературы мы пришли к пониманию, что гуманное воспитание — это помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

Теоретическое осмысление проблемы подвело нас к пониманию того, что гуманные взаимоотношения — это такие взаимоотношения, которые строятся при условии признания ценности человека как личности, его права на свободное развитие, самоопределение, самореализацию и самоутверждение.

Гуманные взаимоотношения характеризуются: высокой доверительностью между партнерами, взаимным раскрытием внутреннего мира; отказом от устоявшихся поведенческих стереотипов; свободой самовыражения и раскованностью в общении; опорой па положительные качества личности в процессе общения и взаимодействия.

Готовность как новообразование в структуре личности в психологических и педагогических исследованиях рассматривается: 1) как психическое состояние; 2) как установка; 3) как синтез теоретических знаний, практических умений и навыков.

- Готовность родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми - это новообразование в структуре личности родителей, характеризующееся преобладанием положительных эмоций и позитивных установок на взаимоотношения с детьми, позволяющее осуществлять эффективные контакты, основанные на любви к ребенку, вере в его силы и способности, исключающие любые проявления враждебности и агрессии, обеспечивающие полноценное и гармоничное развитие личности ребенка.

Структура готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми представляет собой совокупность трех компонентов: когнитивного, ценностно-смыслового и деятельностного.

Применительно к детям младшего школьного возраста когнитивная готовность предполагает: звание теоретических основ педагогики, психологии, конфликтологии; знание возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Ценностно-смысловая готовность предполагает: принятие на себя роли гуманного родителя; принятие ребенка таким, какой он есть; одобрение его интересов; вера в силы и возможности ребенка, признание его субъектом взаимоотношений.

Деятельностная готовность предполагает: установление целесообразных гармоничных взаимоотношений {умение разговаривать на равных, принять точку зрения ребенка в спорных вопросах, выслушать его); использование гуманных приемов воспитания, таких как похвала, утешение, поиск причин неудач, сочувствие, сопереживание, поддержка.

Все вышеперечисленные компоненты выделены условно, но они составляют одно целое - готовность родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста.

Готовность родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми может быть успешно сформирована в процессе активного взаимодействия семьи и школы, в том числе и педагогического просвещения родителей. Одной из эффективных форм такого просвещения является родительский университет.

Родительский университет — это форма взаимодействия семьи и школы по форм ированию готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста.

Родительский университет рассматривается нами не только как форма взаимодействия семьи и школы, но и как образовательная среда, в которой реализуется программа «Мудрое сопровождение Ребенка» для родителей 1-4 классов, построенная на основе гуманно-личностного подхода к субъектам образовательного процесса.

Нами определены показатели результативности родительского университета: степень удовлетворенности родителей взаимоотношениями с детьми и организацией педагогического просвещения в школе, степень удовлетворенности детей взаимоотношениями с родителями, уровень готовности родителей к туманным взаимоотношениям с детьми.

Во второй главе «Оп ытно-эксперименталъная работа по формированию готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми» представлена модель деятельности родительского университета (схема 1), технология и педагогические условия эффективной реализации модели; результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности родителей младших школьников к туманным взаимоотношениям с детьми на основе предложенной модели.

Цель н задачи деятельности родительского университета, представленные в модели, отражают: основное содержание педагогического просвещения родителей; компоненты социокультурного опыта, которые должны быть ими усвоены; новообразования в структуре личности, которые должны быть сформированы в процессе их педагогического просвещения.

Принципы деятельности родительского университета отражают гуманистическую направленность содержания педагогического просвещения родителей. Принцип гуманизма, уважения к личности предполагает принятие родителя таким, каков он есть, со всеми особенностями, безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Принцип дгштгизации предполагает преобразование суперпозиции учителя и субординированной позиции родителя в личностио равноправные позиции, в позиции сотрудничающих людей. Принцип проблематизации ведет к изменению ролей и функций педагога и родителя. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует тенденцию родителя к личному росту, создает условия для самосовершенствования, саморазвития родителя, для самостоятельного обнаружения и постановки проблем и задач. Принцип индивидуализации предполагает взаимодействие педагогов и родителей, которое ориентировано на отношение к индивидуальности родителя с учетом его интересов и особенностей. Любое достижение родителя сравнивается с его прошлым достижением, а не с достижениями других родителей.

Педагогические условия формирования готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям е детьми

1. Направляющая деятельность педагога, обладающего гуманистическим мировоззрением.

2. Учет индивидуальных особенностей родителей, индивидуального темпа а освоении знаний, приобретении умений, навыков, ценностных ориентация, в формировании потребности в туманных взаимоотношениях с детьми.

3. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей, направленная на достижение гармоничных взаимоотношений.

4. Благоприятная психологическая атмосфера взаимодействия педагогов, детей и родителей, характеризующаяся взаимным уважением, отказом от критики, обеспечением свободы мнений._

Процесс формирования готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми осуществляется на основе авторской программы занятий родительского университета «Мудрое сопровождение Ребенка» для родителей учащихся 1-4 классов. На занятиях родители узнают о природных стремлениях ребенка к развитию, взрослению, свободе, о важности воспитания в ребенке его духовной жизни, о необходимости окружения его любовью, добротой, уважением. В разработанную нами программу включены четыре раздела: «Тайны Вашего Ребенка», «Как любить Ребенка», «Искусство взаимоотношений», «Присутствие взрослого рядом», которые соответствуют четырем годам обучения детей в начальной школе. Занятия родительского университета проводятся один раз в месяц.

Результатом деятельности родительского университета является определенный уровень готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми. В процессе исследования мы выявили три уровня готовности родителей:

Элементарный уровень. Родитель обладает недостаточными знаниями по вопросу гуманизации взаимоотношений, у пего не сформированы соответствующие умения и навыки, ценностные ориентации. Элементы гуманных взаимоотношений проявляются стихийно, неосознанно и носят случайный, немотивированный характер.

Ситуативный уровень характеризуется непостоянством проявления желания родителей в достижении оптимального результата гуманных взаимоотношений с детьми. Характерно осознание родителями значимости процесса гуманных взаимоотношений. Ценностные ориентации, знания, умения и навыки гуманных взаимоотношений сформированы недостаточно, проявляются ситуативно.

Устойчивый уровень. Родитель обладает необходимыми теоретическими знаниями в выстраивании гуманных взаимоотношений с детьми и правильно применяет их в любых жизненных ситуациях. Проявляется ценностное отношение к ребенку. Сформированы умения и навыки гуманных взаимоотношений с ребенком. Родитель самостоятельно анализирует и оценивает результаты взаимоотношений.

Для объективной оценки полученных результатов были определены следующие критерии сформированности уровней готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми:

1. Когнитивный критерий отражает наличие систематизированных, осознанных и отрефлексированных знаний о сущности, стилях гуманных взаимоотношений и формах проявления гуманного отношения к детям,

2. Ценностно-смысловой критерий позволяет оценить степень сформированности ценностного отношения родителей к ребенку,

3. Мотивационно-потрсбностный критерий позволяет проследить динамику формирования у родителей устойчивой мотивации и потребности в выстраивании гуманных взаимоотношений с детьми, самообразовании и саморазвитии.

4. Поведенческий критерий отражает изменения в повелении родителей в процессе возникновения у них потребности в гуманных взаимоотношениях с детьми.

Разработанная нами технология реализации модели деятельности родительского университета (схема 2) - это процесс взаимодействия педагогов, детей и родителей, который способствует «запуску» внутренних механизмов развития личности родителя, гарантирующий достижение поставленной цели.

..........................................................................................................................................................

При общей цели работы родительского университета на каждом этапе реализации технологии мы решали следующие задачи:

На первом (начальном) этапе определялся исходный уровень готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми; формировалась положительная мотивация родителей, интерес к участию в педагогическом просвещении, работе родительского университета.

Для решения этих задач была проведена предварительная диагностика до начала работы родительского университета, которая помогла определить образовательные потребности родителей, выявить объем И характер жизненного опыта, их индивидуальные и психологические особенности. Для определения исходного уровня готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми мы применяли несколько методик оценки готовности в сочетании друг с другом: анкетирование и тестирование педагогов, родителей, детей; методику «Кинетический рисунок семьи»; наблюдение, индивидуапьныс н групповые беседы, интервью.

Формирование положительной мотивации родителей к участию в работе родительского университета осуществлялось в процессе осознания родителями необходимости овладения знаниями, умениями, навыками, ценностными ориен-тациями, необходимыми для выстраивания гуманных взаимоотношений с детьми младшего школьного возраста.

На «тором (формирующем) этапе создавались условия для формирования у родителей знаний, умений, навыков и ценностных орнентаций, обеспечивающих возможность выстраивания гуманных взаимоотношений с детьми. Мы обучали родителей способам гуматцлх взаимоотношений с детьми; конструировали ситуации обмена родительским опытом.

Прежде всего, нами было организовано взаимодействие всех участников образовательного процесса, приведены в действие потенциальные взаимосвязи между педагогами, родителями, детьми.

Дети принимали активное участие в разработке и проведении занятий родительского университета. Совместно с учителем они планировали предстоящую встречу с родителями: предлагали и обсуждали план проведения занятия; готовили концерты, спектакли, сценки. Учащиеся помогали учителю оформить приглашения для своих родителей, подготовить выставку своих рисунков, поделок, работ; участвовали в подборе литературы по семейному воспитанию. С детьми проводилось предварительное анкетирование по теме исследования. Они участвовали в составлении рекомендаций, памяток для родителей. Организованное таким образом взаимодействие педагога с детьми при разработке и проведении занятий родительского университета способствовало сплочению взрослого и ребенка.

В разработанную нами программу занятий родительского университета «Мудрое сопровождение Ребенка» для родителей младших школьников включены четыре раздела, которые соответствуют четырем годам обучения детей в начальной школе. В зависимости от целей и задач конкретного занятия родительского университета важнейшее значение имел правильный выбор форм и методов взаимодействия.

При организации процесса взаимодействия с родителями элементарного и ситуативного уровней готовности к гуманным взаимоотношениям мы отдавали предпочтение созданию проблемных ситуаций, активных форм взаимодействия, которые бы позволили родителям на основе своего жизненного опыта и предшествующей подготовки приходить к определенным выводам, находить закономерности и верные решения проблем взаимоотношений с детьми. Родителей, обладающих устойчивым уровнем готовности к гуманным взаимоотношениям, мы привлекали к помощи в подготовке и проведении занятий родительского университета с целью передачи своего жизненного опыта родителям элементарного и ситуативного уровней готовности.

На психолого-педагогических тренингах создавались ситуации практического и многократного выполнения определенных упражнений. Разыгрывались роли из созданных нами «.Диалогов для размышления» по различным темам: «Почему дети обманывают», «Когда в доме праздник», «Настоящая семья», «Как научиться прощать», «Как научиться верить родителям», «Почему люди грубят».

На третьем (оценочно-коррещионном) этапе - определялся уровень сформированности готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми, соотносились полученные результаты с поставленной задачей и в случае необходимости производилась коррекция.

Принципиальным отличием диагностики, проводимой на оценочно-коррекционком этапе, от предварительной диагностики на начальном этапе было то, что оценка результата осуществлялась совместно педагогом и родителями. При помощи диагностики было проведено выявление у родителей реально сформированных уровней готовности к гуманным взаимоотношениям с детьми; определение дальнейших образовательных потребностей; оценивание содержа-

кия, источников, средств, форм, методов работы родительского университета, эффективность процесса взаимодействия педагога и родителей. Отслеживались и диагностировались изменения личностных качеств и мотивационно-ценностных установок родителей.

Таким образом, технология реализации модели деятельности родительского университета сосредоточивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь родителям в овладении теоретическими, психолого-педагогическими основами туманных взаимоотношений; сформировать необходимые умения, навыки, ценностные ориентации и потребности; а главное - помочь в личностном совершенствовании, формировании таких качеств, которые необходимы для выстраивания гуманных взаимоотношений с ребенком.

В процессе экспериментальной работы были выявлены наиболее значимые педагогические условия формирования готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми.

Наиважнейшим условием является направляющая деятельность педагога, обладающего гуманистическим мировоззрением.

Успех в реализации данной технологии во многом зависит от личности педагога, руководителя родительского университета. Наиболее важными являются такие личностные качества педагога, как искусство общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние, эмпатия, способность к импровизации, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить «новообразования» в структуре личности родителей, перемены в их взаимоотношениях с детьми. Самой главной чертой педагога должно быть чувствование духовного мира родителей, способность уделить им столько внимания и духовных сил, сколько необходимо.

Еще одним условием является учет индивидуальных особенностей родителей, индивидуального темпа в освоении знаний, приобретении умений, навыков, ценностных ориентации, в формировании потребности к гуманным взаимоотношениям с детьми.

Родители имеют индивидуальные особенности и потому освоение знаний, приобретение умений, навыков, ценностных ориентаций, формирование потребности к гуманным взаимоотношениям с детьми происходит в индивидуальном темпе. Определение индивидуальных линий развития родителей, выстраивание личностных траекторий формирования знаний, умений, навыков, ценностных ориентации — основное условие эффективной реализации данной технологии.

Следующим условием является совместная деятельность педагогов, детей и родителей, направленная на достижение гармоничных взаимоотношений.

Гуманистическая направленность процесса совместной деятельности предполагает ряд приемов общения с родителями и детьми на основе развивающей помощи. Суть стратегии развивающей помощи состоит в том, чтобы не решать за родителя или ребенка его проблемы, а помочь и тем н другим осознать их и самим решить, что обеспечивает личностный рост каждого. Согласно этому условию родители должны начать воспитание с себя: осознать свои ценности, приоритеты, решить свои проблемы, осознать свои жизненные позиции, изменить свое поведение вообще и свои взаимоотношения с детьми, усвоив гуманистическую модель поведения в семье.

Еще одним условием является благоприятная психологическая атмосфера взаимодействия педагогов, детей и родителей младших школьников, характеризующаяся взаимным уважением, отказом от критики, обеспечением свободы мнений,

Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 1997 по 2006 г. Она осуществлялась в ходе практической деятельности исследователя и учителей творческой лаборатории «Реализация системы гуманно-личностного подхода в управлении образовательным процессом» Пензенского областного ИПКиПРО. На разных этапах исследования приняли участие 580 учащихся начальных классов и 960 родителей, 22 учителя начальных классов, члены администрации школ г. Пензы, в которых проводился эксперимент. Количество родителей в экспериментальной и контрольной группах было следующим: экспериментальная группа (ЭГ)—480 родителей, контрольная группа (КГ) - 480 родителей.

Основной целью констатирующего этапа эксперимента являлось определение исходного уровня готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми до реализации модели деятельности родительского университета. При этом мы решали две основные задачи: выявление индивидуальных и психологических особенностей родителей, формирование положительной мотивации к участию в работе родительского университета.

.............................................................................................................

Результаты проведенного диссертационного исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1, Гуманные взаимоотношения родителей с детьми — функциональное ядро семейных отношений. Они строятся при условии признания ценности человека как личности, его права на свободное развитие, самоопределение, самореализацию и самоутверждение.

2. На основе обобщения педагогического опыта и теоретического изучения проблемы было раскрыто содержание и определена структура готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста. Это новообразование в структуре личности родителей, характеризующееся преобладанием положительных эмоций и позитивных установок на взаимоотношения с детьми, позволяющее осуществлять эффективные контакты, основанные на любви к ребенку, вере в его силы и способности, исключающие любые проявления враждебности и агрессии и обеспечивающие полноценное и гармоничное развитие личности ребенка. Структура готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста представляет собой совокупность трех компонентов: когнитивного, ценностно-смыслового и деятельностного.

3. В процессе исследования нами были выявлены этапы становления родительского университета как эффективной формы организации педагогического просвещения родителей: родительский кружок, конференции по семейному воспитанию, педагогические консультации, народные университеты, педагогический всеобуч.

4. Для формирования готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми разработана и апробирована модель деятельности родительского университета и технология ее реализации в условиях образовательного учреждения. Реализация данной модели предусматривает поэтапное формирование готовности родителей младших школьников к туманным взаимоотношениям с детьми. Выбор различных форм, средств и принципов работы осуществлялся с учетом индивидуальных особенностей родителей и современной социокультурной реальности.

5. Экспериментальная работа подтвердила эффективность технологии реализации модели деятельности родительского университета, результатом которой является целенаправленное и поэтапное формирование готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми. Технология предполагает в своей структуре наличие трех взаимосвязанных этапов: начального, формирующего, оценочно-коррекционного. На данных этапах формируются компоненты готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста.

6. Формирование готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми происходит в процессе специально организованной педагогической деятельности, на занятиях родительского университета. Родительский университет осуществляет свою деятельность на основе программы занятий «Мудрое сопровождение Ребенка», состоящей из четырех разделов — «Тайны Вашего Ребенка», «Как любить Ребенка», «Искусство взаимоотношений», «Присутствие взрослого рядом», которые соответствуют четырем годам обучения детей в начальной школе. Содержание программы позволяет последовательно формировать готовность родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста.

7. Модель деятельности родительского университета может быть эффективно реализована только при наличии соответствующих педагогических условий, таких как: направляющая деятельность педагога, обладающего гуманистическим мировоззрением; учет индивидуальных особенностей родителей, индивидуального темпа в освоении знаний, приобретении умений, навыков, ценностных ориентаций, в формировании потребности к гуманным взаимоотношениям с детьми; совместная деятельность педагогов, детей и родителей, направленная на достижение гармоничных взаимоотношений; благоприятная психологическая атмосфера взаимодействия педагогов, детей и родителей, характеризующаяся взаимным уважением, отказом от критики, обеспечением свободы мнений. Модель деятельности родительского университета и технология ее реализации оказались эффективными и позволили достичь положительных результатов, что является подтверждением целесообразности их применения в образовательных учреждениях.

Конечно, проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее научное описание всех аспектов столь сложного и многогранного процесса, каким является формирование готовности родителей младших школьников к туманным взаимоотношениям с детьми. Нам представляется возможным обозначить направления дальнейших исследований в данной области, в частности: разработка содержания деятельности родительского университета в связи с изменением социокультурной реальности н с учетом особенностей контингента родителей; разработка новых форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи в рамках родительского университета; совершенствование психолого-педагогической диагностики уровней готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми младшего школьного возраста; совершенствование технологии реализации модели деятельности родительского университета в зависимости от индивидуальных особенностей родителей и учащихся начальной школы, а также уровня профессионализма педагогов.

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора:

1. Маркова, A.B. Андрагогика как основная форма взаимосвязи школы и семьи в условиях реализации принципов туманно-личностной педагогики [Текст] /АВ. Маркова //Четвертая научно-практическая конференция педагогических работников учреждений Управления образования: доклады-лауреаты премии главы города Пензы и оргкомитета конференции. — Пенза: МНМЦО, 2001.-С. 18-21.

2. Маркова, A.B. Реализация системы гуманно-личностного подхода к детям на начальной ступени образования [Текст] /A.B. Маркова //Актуальные проблемы совершенствования непрерывного образования: традиции и современность: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Часть 4. — Пенза: ИПКиПРО, 2001. —С. 47-53. -

3. Маркова, A.B. Родительский университет - единство школы и семьи в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста [Текст] /A.B. Маркова //Семья и школа: пути взаимодействия: материалы региональной научно-практической конференции. - Пенза: ИПКиПРО, 2002. - С. 55-58.

4. Маркова, A.B. Скалистая тропинка к заветному образу [Текст] //Три ключа: педагогический вестник. - Выпуск шестой, — Мл Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003, - С. 42-45.

5. Маркова, A.B. Программа родительского университета «Мудрое сопровождение Ребенка» для родителей учащихся 1-4 классов [Текст] /A.B. Маркова //Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию. -Выпуск 1. - Пенза, 2004. - С. 7-27.

6. Маркова, A.B. Формирование гуманно-личностной позиции руководителя образовательного учреждения [Текст] /A.B. Маркова //Повышение профессионального мастерства участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Пенза: ИПКиПРО, 2005. - С. 26-29.

7. Маркова, A.B. Приоткроем тайну учительского сердца [Текст] //Три ключа: педагогический вестник. — Выпуск девятый. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. - С. 35-37.

8. Маркова, A.B. Духовная традиция гуманной педагогики [Текст] /A3. Маркова //Философия отечественного образования: история и современность: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, - Пенза: РИО ПГСХА, 2006. - С. 113-115.

9. Маркова, A.B. Проблемы подготовки педагога в контексте гуманизации образования [Текст] /A.B. Маркова //Профессиональная подготовка учительства: история, теория н практика; труды Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. — Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2006. - С. 6-12 (в соавторстве).

10. Маркова, A.B. Формирование готовности родителей к туманным взаимоотношениям с детьми [Текст] /A.B. Маркова //Гуманная педагогика: теория и практика: материалы областной научно-практической конференции. — Пенза: ИПКиПРО, 2006. - С. 69-72.

11. Маркова, A.B. Родительский университет как фактор формирования готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми [Текст] /A.B. Маркова //Человек в пространстве культуры: материалы научно-практической конференции. — Заречный, 2006. — С. 41-43.

, 12. Маркова, A.B. Кто такие дети индиго. Как взаимодействовать с ними? [Текст] //Три ключа: педагогический вестник. - Выпуск десятый. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. - С. 58-60.

13. Маркова, A.B. Ростки гуманной педагогики на пензенской земле [Текст] //Три ключа: педагогический вестник. - Выпуск десятый. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. - С.160-162.