Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур) (1861-1941) – великий индийский писатель, поэт, композитор, художник и философ, общественный деятель и просветитель, патриот и гуманист, родился 7 мая 1861 года в столице Бенгалии – Калькутте.

Род Тагоров, принадлежавший к касте брахманов, дал Бенгалии немало выдающихся общественных и культурных деятелей. В огромном доме Тагоров жило сразу несколько поколений. Дом был наполнен детьми и внуками, и всем этим общежитием творческих людей и хозяйственной деятельностью управляла мать будущего поэта – Шарода Деби. Безусловно ей нужны были сильный характер, такт и терпение. Отец Рабиндраната жил отчужденно и был почти недоступен. Он редко бывал дома, занимаясь делами в многочисленных поместьях, проводя большую часть года в Гималаях, где он мидитировал и предавался мирному созерцанию.

С раннего детства Рабиндранат (Роби) – четырнадцатый ребенок в семье – был препоручен слугам. Чтобы избавить себя от лишних забот, один из слуг-воспитателей придумал очень оригинальный способ удерживать любознательного и подвижного ребенка на одном месте. Он усаживал Роби в нужном месте, очерчивал  вокруг него мелом круг и с самым  серьезным видом предупреждал, что если тот переступит этот магический круг, его ждет смертельная опасность. К счастью, ребенок сидел рядом с окном, выходившим на улицу, и часами мог наблюдать окружающую его жизнь. Наверное, лучший способ растить поэтов и философов. Нельзя сказать, что в семье пренебрегали образованием детей. Родной дом был настоящим университетом. В доме Тагоров была прекрасная библиотека с сокровищами индийской и мировой литературы, были домашние учителя, с которыми Роби шаг за шагом изучал санскрит, английский язык и литературу, пение, физику, остеологию, рисование и гимнастику.
В семь лет Роби написал свое первое стихотворение. Когда ему было 12, его вызвал отец и предложил отправиться с ним в Гималаи. Первая их остановка была в Шантиникетоне, родовом имении, с которым будет неразрывно связана вся жизнь  Р.Тагора. Именно здесь у Роби появилась возможность близко общаться с отцом, который, пытаясь наверстать упущенное, проводил с сыном все время. Это был решающий период в формировании Р.Тагора как личности. Четыре месяца, проведенные в обществе отца, стали не только самыми счастливыми днями детства, но и определенным итогом в становлении Рабиндраната. На всю жизнь он сохранил привычку к самодисциплине, к здоровой и чистой жизни. В Калькутту он вернулся уже юношей, а не ребенком.
По возвращении домой Рабиндранат еще два года ходил в разные учебные заведения, но в 14 он окончательно бросил школу, не желая, чтобы к алтарю богини наук и искусств его вели насильственно. Вскоре в одном из журналов была опубликована поэма Тагора «Лесной цветок». А еще через год выходят его статьи «Петрарка и Лаура», «Данте и его поэзия», «Гете» и другие. Именно в это время он начинает сочинять музыку для своих песен, которых он напишет более 2000. Многие из них сегодня в Бенгалии уже имеют статус народных. Эзра Паунд как-то сказал «Распевая песни Тагора, бенгальцы стали народом».
В 1890 году по настоянию отца Рабиндранат принимает на себя обязанности по управлению обширными и разбросанными по всей Бенгалии поместьями семьи. Наступил новый этап в его жизни. Переезжая из одного поместья к другому, Тагор близко знакомится с жизнью народа – крестьян, ремесленников, мелких чиновников, учителей. Все эти впечатления отразились в его многочисленных рассказах, большинство которых написано именно в эти годы. Впервые героем его произведений стал «маленький человек». Именно в это время он делает выбор в пользу активной и деятельной жизни, подвергнув сомнению традиционный способ существования сословия  брахманов, к которому принадлежал по рождению.


Декабрь 1892 года можно считать началом интереса поэта к педагогике. Р.Тагор выступает на митинге в Раджсахи с критикой колониальной системы образования в Индии. По мнению поэта, главный недостаток образования, которое он называет «безрадостным, уродующим души детей», в использовании иностранного, чужого языка как средства обучения. Изучая чужой язык, дети незаметно усваивают и чужой образ мышления, который сделает их иностранцами в своей собственной стране. «Уродливое образование приводит к уродливости жизни». Выход, по мнению Тагора, в сближении образования с жизнью, в возвращении родному языку его законного места в системе образования, превращения школы в место радостного и интересного учения, которое одно и способно формировать умных и жизнерадостных людей.
22 декабря 1901 года Тагор осуществляет один из своих заветных замыслов: в родовом поместье, в Шантиникетоне («Обитель мира»), куда переехала его семья – жена, три дочери и два сына, он открывает школу, которая должна стать образцом нового национального прогрессивного образования для всей Индии. Первоначально в школе было пять учеников (среди которых был и сын писателя) и пять учителей (три из которых были христианами). Но через несколько лет число учащихся превысило 150 человек. 
Сверхзадачу для своей школы Тагор определил следующим образом: «Это должен быть ашрам, в котором люди собрались для возвышенной жизни, среди мирной природы; где жизнь полна не только мыслью, но и действием; где мальчикам не вколачивают идею национальной исключительности; где они поймут, что окружающий их мир – Царство Божье, право жить в котором им еще придется заслужить; где замечают рассветы и закаты, и безмолвную красоту звездного неба; где цветы и плоды радостно  принимают как подарок природы; где стар и млад, учитель и ученик, сидя за одним столом, делят пищу земную и вечную мудрость времен».  
В работе «Тапована» (1909) Р.Тагор подчеркивает, что лесная школа в древней Индии базировалась на трех элементах: непротиворечивом знании, сочувствии по отношению ко всему живому и исполнении долга вне зависимости от последствий. В такой школе, как замечает поэт, знание соединялось с самодисциплиной чувств и жизни в целом. Но Тагор модернизирует традиционную таповану, подчеркивая важность соединения духовного и деятельного начал, так как причиной отсталости и вопиющей бедности многих индийцев, особенно в деревне, он считал воспитанную веками покорность судьбе, апатию и неспособность к действию. Он даже настаивал, чтобы само название «лесная школа» понималось правильно. Для него слово «лес» в этом контексте не значит «непроходимые джунгли», это «участок леса, расчищенный для обработки почвы». Вот почему в учебном плане школы в Шантиникетоне с самого начала присутствуют естественнонаучные дисциплины и другие предметы, связанные с современным знанием.
«Природа» - ключевое слово в понимании устройства школы Тагора. Как и великий предшественник Я.А.Коменский, Тагор настаивает на получении непосредственного знания от деревьев и цветов, минуя посредников в виде муляжей, гербариев и книг. В одной из статей он пишет: «Перелистывание страниц заменило и живое прикосновение к действительности».
Были многие отличия, которые могли вызвать недоумение и подозрительность у представителей официального образования. Во-первых, в школе Тагора языком обучение был родной язык, а английский язык изучался как отдельный предмет. Во-вторых, мальчики и девочки здесь учились вместе, что было и ново, и смело. В-третьих, отсутствовали награды, звания и всяческие знаки отличия за успехи в учебе, а значит, отсутствовали зависть и нездоровая конкуренция.  Детская любознательность была для Тагора и его единомышленников главным побудительным мотивом  успешной учебы. И наконец, это была очень несерьезная школа, в которой дети поют и пляшут, с радостью участвуют в представлениях и спектаклях, сценарии которых для них пишет сам прославленный поэт. Тагор принимает самое активное участие в жизни школы. Чтобы восполнить дефицит учебной литературы на бенгальском языке, он за короткое время создает несколько новых пособий. Участвует он и в преподавании, обучая детей английскому языку и истории Индии, которую излагает нетрадиционно, в форме увлекательных бесед по вечерам. Педагогический опыт обогащает творчество Тагора. Не случайно, именно в это время выходит сборник прекрасных стихов, посвященных детям.
В первое десятилетие ХХ века значительно активизируется его просветительско-реформаторская деятельность, публикуются его работы: «Обращение к студентам», «Реформы образования», «Национальный институт», «Проблемы образования» и «Прекрасное». В работе «Проблемы образования» (текст выступления в  Калькутте в 1906 г.) он показывает свое отношение к современной индийской школе, называя их фабриками, а учителей – машинами. По его мнению, цель образования никак  не может сводиться к получению диплома и занятию какой-либо должности. Главное не «книги, экзамены и дипломы, а гармоничное воспитание человека». Обращаясь к родителям, он подчеркивает, что их долг – прежде всего, воспитывать в детях общечеловеческие черты. Если они забывают об этом, то, как образно сказал Тагор, они «заражают сорняками поля мира».
В 1911 году появляется работа Тагора «Метод обучения», в которой от критики отдельных сторон колониального образования он переходит к обобщениям философского и общепедагогического характера. Своеобразным итогом десяти лет работы в школе звучат слова: «В отношении образования известна очень важная истина. Человек может почерпнуть свои знания только от человека же. Так водоем заполняется водой, огонь зажигается огнем, а душа человека создается душой другого человека. Если вынуть у человека человеческую душу, он уже не будет человеком. Он просто становится каким-то необходимым атрибутом конторы, суда, фабрики или завода. И такое-то существо, не ставшее даже человеком, хочет быть учителем других людей. Но так как он не может дать ученику свою душу, он ограничивается тем, что дает ему только уроки. Образование только тогда может циркулировать в обществе подобно крови в теле человека, когда между учителем и учеником имеется духовная близость».

22 декабря 1918 года на специальном собрании в Шантиникетоне Тагор объявляет о решении создать университет нового типа. По замыслу поэта Вишвабхарати (на санскрите "мир", "знание") должен стать всемирным университетом, где встретятся культуры Востока и Запада. Университет должен стать местом вдохновенной творческой работы, "объединить все разобщенные умы Индии" для исследовательской и созидательной активности по созданию все возрастающих знаний.  23 декабря 1921 года - день официального открытия Вишвабхарати. В своей речи Тагор сказал: "Я основал университет как место, где могли бы учиться вместе люди разных цивилизаций и традиций. Идея эта велика, и я не боюсь того, что масштабы, в которых мы ее осуществляем, малы. Великие идеи рождаются как малые дети, потом растут".

В 1922 году Тагор начинает осуществлять еще один образовательный проект. В двух километрах от Шантиникетона, в деревне Шураль, он открывает Институт реконструкции сельского хозяйства, позднее названный Шриникетон. Главная цель - улучшить жизнь крестьян, применяя последние достижения науки, чтобы повысить продуктивность земли, повысить урожайность благодаря применению новых семян и современных агротехнических приемов. Но сердцевиной проекта стали мероприятия просветительного характера: ликвидация неграмотности, пропаганда современных способов ведения хозяйства и обучение местным ремеслам. В Шриникетоне Тагор открывает и школу для сельских детей, главной задачей которой объявляет всестороннее их образование с целью улучшения всех аспектов сельской жизни. Дети должны были в обязательном порядке овладеть в совершенстве одним из ремесел, что позволит им в будущем зарабатывать на достойную жизнь в гармонии с окружающей средой, природой, миром в целом. В Шриникетонеработа и учеба должны приносить радость. Устраивались пикники, экскурсии, различные игры, театральные представления и праздники, которые должны были знаменовать не только изменения в природе, но и в настроении педагогов и учащихся.

Четверть века работы с детьми убедили Тагора в том, что они многое усваивают подсознательно, причем это справедливо как по отношению к миру природы, так и по отношению к культуре общества. "У детей, - пишет Тагор, - есть активное подсознание, которое, подобно дереву, черпает свои силы из окружающей атмосферы. Для них такая атмосфера стократ важнее, чем правила и методы, наглядные пособия, классные занятия и учебники".

Педагогика Тагора реализовывалась на практике им и его последователями. Он не был кабинетным ученым, почти сорок лет он руководил масштабным экспериментом. Не все получалось и получилось как задумано.

Но ведь главное - истина, а не только форма, в которую она отлита.